Аристотель и механика
В своих сочинениях Аристотель большое внимание уделил механике, или науке о простейших движениях - таких, как падение, передвижение, действие рычагом или воротом.
Название этой полезной науки произошло от греческого слова «механикэ», что значит «хитрость». Один ученик Аристотеля в своей книге о механике так поясняет ее задачу и значение: «Природа не всегда поступает так, как нам хочется, по этому, чтобы действовать вопреки природе, нужно применять хитрость - механику - и с ее помощью побеждать природу».
Этот ученик Аристотеля, имя которого осталось неизвестным, несомненно, был умным человеком; он понимал, что люди, зная законы природы и умело используя их, могут преодолевать препятствия, встречающиеся в работе.
Если камень так тяжел, что его невозможно просто передвинуть человеческими руками, на помощь приходит механика. Она придумывает рычаг или ворот, и тяжелый камень, повинуясь малой силе, передвигается на то место, которое выбрано для него человеком.
Аристотель говорил:
«Кто не знает движения - тот не знает природы».
В основе механики лежат законы движения, и древний ученый попытался эти законы выразить.
Аристотель видел, как плавно движется по небу солнце, а ночью так же величественно поворачивается звездный купол небосвода, плывут среди звезд красавица луна и блуждающие светила - планеты. Каждый день ученому приходилось наблюдать, как вьется над очагами дым и пар, когда женщины приготовляют пищу.
И дым и пар поднимаются вверх сами собой - без всякой видимой причины. Точно так же, потеряв опору, падают вниз тяжелые предметы. А брошенная в воду деревяшка всплывает.
Все это - движения небесных светил, падение тяжелых предметов па землю и всплывание легких тел - Аристотель назвал естественными, благородными движениями, потому что они совершаются, как он думал, без применения силы, свободно и непринужденно.
Остальное - корабли, повозки, всевозможные грузы и предметы - движутся только тогда, когда их заставляют двигаться. Триера - греческий корабль с тремя рядами весел - плывет лишь до тех пор, пока гребут рабы на веслах или пока ветер надувает паруса. Повозка едет, пока ее везут быки, а грузы перемещаются лишь тогда, когда их тянут, волокут, поднимают или тащат.
Такие движения Аристотель называл насильственными, потому что они требуют применения силы.
Древний ученый принял кажущуюся разницу в характере движений за истинную, и в этом отчасти сказались рабовладельческие убеждения Аристотеля. Господа передвигаются и действуют по своей воле, их движения свободны и непринужденны, а рабы трудятся по принуждению. И Аристотель, сам того не замечая, отобразил в науке порядки рабовладельческого общества: разделил движения на:
- благородные - естественные,
- рабские - вынужденные.
В действительности в природе все движения одинаково естественны, и деление, введенное Аристотелем, неправильно. Но пока люди в этом разобрались, прошло много столетий.