Физика

Польза трения

Трение не всегда вредное явление. Польза трения значительна, а иногда трение просто необходимо.

Польза трения – примеры

Однажды по шоссе шла автомашина, груженная трехметровыми рельсами. Рельсы высовывались через незакрытый задний борт. Со стороны было заметно, что грузовик движется как-то неуверенно, рыская из стороны в сторону так, как будто шофер не в силах совладать с рулевым управлением.

Вот машина внезапно перешла на левую сторону дороги, шофер нажал на тормоз, автомобиль выровнялся и вернулся на правую сторону. Но как только водитель снова увеличил скорость, машина опять начала вилять вправо, влево; шофер - на тормоз, но, видимо, не успел, и грузовик уткнулся в канаву. Канава была неглубока. Серьезной аварии не случилось.

Шофер включил заглохший двигатель и задним ходом выбрался на шоссе. Тут он остановил машину на обочине и стал осматриваться - почему машина перестала слушаться руля? Он проверил рулевое управление - все было в порядке; пошел осматривать груз... Вдруг, сбросив куртку, стал перекладывать рельсы. Он догадался, в чем дело.

От тряски рельсы сползли назад, и передок машины стал приподниматься. Еще немного - и машина стала бы «на дыбы». Передние колеса катились, еле задевая за землю. При каждом толчке они вовсе утрачивали сцепление с землей. Трение между передними колесами и дорогой стало ничтожно малым; именно поэтому машина потеряла управление.

Причина оказалась в недостатке трения. Трение часто играет очень важную роль, (подробнее: Мир без трения). Если у паровоза трение колес о рельсы будет мало, колеса начнут буксовать и паровоз не сможет сдвинуть поезд. С непривычки трудно бывает быстро ходить по гладкому, натертому воском паркету - ноги скользят, и не дают необходимой опоры.

Дорога поворачивает машину

Шофер, поворачивая руль автомобиля, тем самым заставляет повернуться его передние колеса. Они становятся уже не вдоль дороги, а слегка вкось. Машина по инерции стремится продолжать движение в прежнем направлении, но передние колеса повернулись и встречают значительное сопротивление дороги.

Сила трения дороги поворачивает весь автомобиль в ту сторону, куда его поворачивает шофер.

Сила сопротивления воды

Самолеты, пароходы и простые лодки также используют силу трения и силу сопротивления воды или воздуха, когда им необходимо изменить направление своего движения. Для этого у них есть руль. Пока лодка движется прямо, ее руль стоит по ходу и почти никакого сопротивления со стороны воды не встречает: струи его легко обтекают.

Но как только руль поворачивает в сторону, на одну его плоскость начинают набегать водяные струи - возникает значительное сопротивление воды, и ее давление оттесняет руль, а вместе с ним и корму лодки в сторону, противоположную повороту руля.

Нос же лодки направляется в ту же сторону, в какую повернут руль. На больших кораблях силы, пробуждаемые поворотом руля, бывают настолько велики, что человек не в состоянии удержать в руках штурвальное колесо. На помощь приходит паровая машина или электрический двигатель.

На крупных кораблях установлены особые рулевые машины, поворачивающие руль, и здесь тоже человек оценивает пользу различных видов сил трения.