Звезды и планеты Вселенной

Звезды и планеты Вселенной хорошо просматриваются в ясную ночь.

Планеты

Среди бесчисленных звезд легко можно отличить по яркому блеску планеты, что в переводе с древнегреческого - блуждающие звезды. Так названы были древними греками эти небесные тела потому, что изо дня в день они перемещались относительно, казалось бы неподвижных, звезд и на ночном небе казались яркими светилами. Звезды и планеты Вселенной Планеты Вселенной

Как известно, планеты совсем не звезды: они получают свет от Солнца и движутся вокруг него по орбитам, которые по форме близки к кругу.

Кометы

По очень удлиненным орбитам через тот или иной срок времени из межпланетных пространств залетают далекие гости нашей солнечной системы - кометы, или хвостатые звезды (в переводе с греческого). Внезапное появление кометы всегда пугало невежественного человека. Появление кометы Появление кометы

Говорили о том, что начнутся опустошительные кровопролитные войны, повсюду пойдут смуты, голод, мор и даже наступит конец света. Значительно чаще можно наблюдать, особенно в конце лета, августовский поток звезд.

В старину считали, что каждый человек имеет свою звезду на небе, и когда он умирает, то и звезда его угасает, падает. Звезды, конечно, не падают. Это обломки небесных тел и распавшихся комет: они накаляются до нескольких тысяч градусов и начинают светиться, попав в земную атмосферу.

Метеориты

Светится и раскаленный воздух вокруг падающих тел. В том случае, если они целиком не сгорают, превращаясь в раскаленный газ, на землю падают небесные камни, как их раньше называли, или метеориты. Порой они достигают огромных размеров. Падающий метеорит Падающий метеорит

Метеорит, упавший в феврале 1947 г. в районе хребта Сихотэ-Алинь дождем осколков, весил, как полагают, до ста тонн. На месте его падения обнаружила много глубоких воронок до 30 метров в поперечнике. За два года в этом районе было собрано около 23 тонн осколков метеорита.

Знаменитый Тунгусский метеорит, упавший летом 1908 г. в глухой тайге, в районе небольшого поселка Виновара близ р. Подкаменной Тунгуски (Красноярский край), до настоящего времени не обнаружен, несмотря на многолетние поиски.

Ученые полагают что он взорвался при падении и полностью распался на мельчайшие частицы металлической пыли. Она действительно была обнаружена при анализе почвы в районе взрыва, который слышен был на 1000 километров.

Столб взрыва поднялся на высоту не менее 20 километров и был виден на 750 километров в окружности. На огромной площади -до 60 километров в поперечнике-были повалены деревья, вершинами во все стороны от места взрыва. Ученые полагают, что за сутки на Землю выпадает около 10 тонн метеоритного вещества.

Обычно среди тускло мерцающих звезд можно различить более яркие - голубовато-белые, желтые, красноватые. Больше всего звезд в широкой серебристой полосе - Млечном Пути, который наподобие гигантского обруча опоясывает небесный свод.

Своим проницательным взором человек проник в сокровенные глубины вселенной и увидел, наконец, в сильные телескопы далекие миры, подобные Млечному Пути. Нетрудно отсюда сделать вывод, какое скромное место занимает наша солнечная система во вселенной - бесконечной во времени и пространстве, не имеющей ни начала, ни конца.

Звезда - раскаленный самосветящийся шар

На строгом астрономическом учете - миллионы звезд. Звезды и планеты Вселенной, что называется, поштучно сосчитаны, занесены в специальные списки, в каталог, отмечены на специальных картах.

Каждая звезда - раскаленный самосветящийся шар подобный нашему Солнцу. Солнце Звезда Солнце

Звезды находятся от нас очень далеко. До ближайшей звезды-она так и называется Проксима, т. е. по-латыни ближайшая,- пришлось бы добираться даже при помощи ракеты очень, очень долго. Свет от этой звезды до Земли проходит четыре года как определяют астрономы.

Скорость света весьма велика 300000 километров в секунду! Отсюда можно сделать такой вывод, если скажем, Проксима сегодня померкнет, люди будут наблюдать на небе последний ее луч целых четыре года. Сто пятьдесят миллионов километров, отделяющие Землю от Солнца, свет проходит в 8 минут 18 секунд.

Как близко к нам Солнце по сравнению с ближайшей его соседкой! Величина звезд весьма различна. Звезда-гигант (из созвездия Цефей) в 2300 раз больше Солнца, а звезды-малютки (звезда Койпера) почти в два раза меньше Земли.

Температура звезд

Различна и температура звезд. Голубовато-белые звезды - наиболее горячие: температура их поверхности 30 000°; на желтых звездах уже прохладнее - 6000°, и на красных 3000° и ниже. Наше Солнце довольно слабая звезда, желтый карлик, как именуют ее астрономы.

Рождение звезд

Исследуя небесные светила, ученые сделали много интересных выводов о рождении звезд, об их развитии и химическом составе. Химический состав небесных светил изучается особым прибором - спектроскопом. Он позволяет обнаруживать даже ничтожно малые количества вещества по характерным цветным линиям спектра.

Спектр

Спектр (от латинского «спектрум») -видимое, видение. Представление о спектре можно получить по радуге после дождя. Она привлекает неуловимыми переходами от одного цвета к другому: от красного - через оранжевый, желтый, зеленый, голубой и синий - к фиолетовому. Радуга после дождя Радуга после дождя

Вы никогда не забудете места каждого цвета в спектре, если запомните такую небольшую побасенку:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Здесь начальная буква слова обозначает цвет. Когда луч света, пройдя через трехгранную стеклянную призму, падает на лист бумаги или белую стену, тоже получается красивая радужная полоска.

Такую же цветную полоску вы увидите на потолке или стене, если луч солнца упадет на краевую грань зеркала или свет заиграет цветными переливами на граненых шариках и подвесках театральной люстры.

Раскаленные твердые и жидкие тела, а также газы под большим давлением образуют сплошные спектры в виде радужных полосок, разреженные же газы дают при накаливании не сплошной, а линейный спектр; он состоит из отдельных цветных линий, характерных для каждого вещества, разделенных темными промежутками.

Приспособление спектроскопа к телескопу позволило получить фотографии спектров весьма удаленных небесных светил и сделать отсюда тот вывод, что на них пока не обнаружено ни одного химического элемента, неизвестного на Земле. Такие же результаты дал и химический анализ метеоритов. Спектральный анализ далеких звездных миров и химический анализ метеоритов убедительно говорят о единстве вещества Вселенной.