Александр Лэнг в Томбукту

Изменения на карте Западного Судана
Трудно было бы выбрать для визита в Томбукту менее удачное время, чем то, когда там появился Лэнг. В первой четверти XIX в. на карте Западного Судана произошли такие изменения, которые сделали совершенно другим соотношение сил в этой части Африки. На первое место среди государств долины Нигера в его верхнем и среднем течении выдвигаются две могущественные теократические державы, сложившиеся под лозунгом джихада — «священной войны» против «неверных». О державе Сокото в Европе уже имели какое-то представление, не слишком отдаленное от истины, но второе мусульманское государство — держава шейха Ахмаду, можно сказать, почти не было известно даже на северном побережье Африки.
Прибытие Лэнга в Томбукту
О том, что Лэнг направляется в Томбукту и, невзирая на все препятствия, подходит ближе к городу, здесь знали задолго до того, как небольшой караван под предводительством ал-Хадира, племянника шейха Бабани, вошел в город и прошел мимо знаменитой мечети Санкоре, в которой во время расцвета Томбукту в XV—XVI вв. существовало одно из самых крупных и прославленных мусульманских учебных заведений позднего средневековья. Уже после того как Лэнг побывал в городе, шейх аль-Муктар, сын старого шейха Сиди Мухаммеда, послал письмо паше Юсуфу в Триполи. Аль-Муктар сообщал, что перед прибытием Лэнга в Томбукту пришло письмо Ахмаду, в котором он предлагал старейшинам города воспрепятствовать появлению христиан в Томбукту и вообще не допускать их во внутренние области Судана. При этом Ахмаду добавлял, что делает это по повелению султана Мухаммеда Белло: султан-де понимает намерения христиан и напоминает, что Судан слаб и посещения христиан будут иметь пагубные последствия.
Письмо Лэнга Из Томбукту
Из Томбукту Лэнг написал только одно письмо. Оно было отправлено 21 сентября 1826 года, накануне его выхода из города. Письмо это очень кратко, и как жил Лэнг в Томбукту, в нем не сказано почти ничего: лишь то, что время свое здесь он потратил главным образом на знакомство с местными хрониками и составление краткого очерка истории города. Единственный раз ему удалось выбраться в Кабару, чтобы хотя бы посмотреть на Нигер (Томбукту стоит примерно в семи километрах от реки, и Кабара служит городу портом). Причем эту экскурсию пришлось проводить ночью все из тех же соображений безопасности. Правда, сам Лэнг об этой подробности не писал, и известна она лишь из записок французского путешественника Рене Кайе, который попал в Томбукту через два года после него — в 1828 г. Лэнг очень коротко говорит в письме о своих впечатлениях от «великой столицы Центральной Африки».В любом отношении, замечает он, город полностью соответствует моим ожиданиям, исключая размеры — они оказались меньшими, чем предполагалось.По-видимому, Лэнг не испытал того глубокого разочарования, которое охватило того же Кайе, когда он воочию убедился, сколь мало соответствует город многочисленным легендам о нем. Надо, правда, сказать, что таково было впечатление не одного Кайе: еще за двести с лишним лет до него, в конце XVI в., солдаты марокканского экспедици-онного корпуса, завоевавшего Западный Судан, поражались несоответствию между тем, что они слышали о размерах и богатстве суданских торговых городов, и тем, что им пришлось увидеть собственными глазами. Но для Лэнга главным и, очевидно, достаточным было уже то, что он добрался сюда, в Томбукту, как он считал, первым из европейцев. И как раз в этом, впрочем, он был неправ, потому что еще до открытия Америки, когда из Судана поступала большая часть золота, необходимого для европейской экономики, о Томбукту достаточно хорошо знали купцы таких стран, как Испания и Италия. Очень вероятно, но не полностью достоверно, так как никаких отчетов не сохранилось, что первые европейцы побывали в городе около 1470 г. (путешествие итальянского купца Бенедетто Деи). Но во времена Лэнга об этом путешествии ученые Европы еще не знали.
Последние дни пребывания в городе
В последние дни пребывания в городе у Лэнга было много забот. Главной из них стал выбор обратного пути, причем делать этот выбор надо было быстро. Ахмаду, до которого дошло, что европеец все-таки появился в Томбукту, самым решительным образом потребовал, чтобы его оттуда убрали. Каид Бубакар, правитель Томбукту, начал торопить Лэнга. К этому времени путешественник, видимо, настолько уже оправился от своих ран, что в нем пробудилось прежнее исследовательское рвение.Маршрут обратного следования
Составляя маршрут обратного следования, Лэнг решает не возвращаться в Триполи прежней дорогой, а подняться по Нигеру, чтобы потом выбраться на Атлантическое побережье либо через французские владения в низовьях Сенегала, либо же по хорошо знакомой дороге, проходящей по территории Сьерра-Леоне.Я совершенно оставил мысль о возвращении обратно в Триполи,— пишет он Уоррингтону,
— и прибыл сюда с намерением продолжить путь водой до Дженне.Но город Дженне оказался недостижим: надеяться на то, что Ахмаду пропустит путешественника через свои владения в области Масина на Среднем Нигере, не приходилось. Однако Лэнг был не из тех людей, которые легко отказываются от своих планов, даже из-за объективных причин. Путь по Среднему Нигеру закрыт? Хорошо, обойдем Дженне и доберемся до Сегу, столицы государства народа бамбара — их Ахмаду, правда, потеснил, но окончательно покорить не сумел. И он пишет:
Мой пункт назначения — Сегу, куда я надеюсь прибыть через пятнадцать дней. К сожалению, дорога плоха, и опасности мои еще не кончились.

От майора Лэнга консулу Уоррингтону, датировано 21 сентября 1826 года из Томбукту, первое письмо, когда-либо написанное из этого города какому-либо христианину.А для Лэнга оно стало последним. Во второй половине дня 22 сентября Александр Лэнг выехал из Томбукту на север, направляясь к Арауану. Вместе с ним были Бонгела и мальчик-араб, которого он взял к себе вторым слугой. Лэнг и его спутники присоединились к каравану арабских купцов, направлявшихся в Марокко. Дальше следовали поиски майора Лэнга.
Рейтинг:
/5 -
голосов
Комментарии ()