Эволюция человека
Переход обезьян к выпрямленному хождению на двух ногах произвел коренную перестройку их тела. Чрезмерно длинные руки и относительно короткие ноги были выгодны нашим предкам – обезьянам, когда они жили на деревьях. Но такие пропорции конечностей не способствуют ни прямохождению, ни труду.
И вот под влиянием прямохождения ноги формировавшихся людей стали постепенно удлиняться, руки же под влиянием труда укоротились при одновременном расширении плеч, что благоприятствует свободному размаху рук при работе.
Эволюция человека происходила во много этапов. Выпрямленное хождение на двух ногах изменило положение центра тяжести тела формировавшихся людей. Опущенная голова обезьяны поднялась у человека вверх, что создало благоприятные условия для развития мозговой части черепа.
Эволюция тела человека
Резко изменилась и нижняя часть черепа. У животных мозговая коробка небольшая и значительную часть черепа составляют мощные челюсти. Человек, употребляющий менее грубую пищу, чем животные, перестал нуждаться в таких челюстях. В связи с этим нижняя часть черепа человека уменьшилась. Морда животного превратилась в человеческое лицо.
Сильно сказалось прямохождение на позвоночнике, который стал очень гибким и устойчивым. Изменения произошли также в тазе. Испытывая на себе давление корпуса, таз человека стал более низким и широким, чем у обезьян. Верхняя часть скелета человека и шимпанзе
Очень большие преобразования произошли в стопе. Из опорно-хватательного органа обезьян стопа человека сделалась только опорным органом. Это привело к тому, что большой палец стопы человека сильно развился в сравнении с другими пальцами и потерял свою прежнюю подвижность.
Тем не менее, у человека сохранились в недоразвитом виде мускулы, которые у обезьян отводят и приводят большой палец. Это лишний раз указывает, что наши далекие предки были древесными животными. Стопа шимпанзе (слева) и человека (справа), 1-2 - мускулы, приводящие большой палец; 3 - мускул, отводящий большой палец
Одновременно с потерей подвижности большого пальца стопа человека приобрела сводчатую форму. Она стала своеобразным амортизатором, который предохраняет тело от сильных толчков и мозг – от сотрясений.
Особого внимания заслуживает рука человека. Она построена по одному типу с рукой человекообразных обезьян и имеет такое же количество костей, мускулов, сосудов и нервов, как и рука последних. Однако по ряду признаков, особенно по развитию большого пальца, имеющего столь большое значение для труда, по тонкости движений рука человека представляет исключительное явление. Слева: кисть орангутанга с недоразвитым большим пальцем; Справа: кисть человека, сжимающая рукоятку молотка
Словом, вся телесная организация человека представляет собой результат прямохождения и труда, длившегося сотни и тысячи лет.
Развитие ума человека
Эволюция человека происходила не только внешне, но и внутренне. Труд расширил кругозор человека и способствовал развитию его сознания, выросшего из инстинктов животных. Нельзя трудиться, не думая, для чего трудишься. Во время работы невольно соображаешь, каким образом облегчить свой труд, усовершенствовать орудия труда и получить лучший результат от затраченной энергии.
Труд «шлифует мозг», развивает сознание, вырабатывает смышленость, сноровку. Это подметил еще древний философ, писавший, что человек разумнее всех животных, потому что он обладает руками. Мы уже говорили, что труд человека немыслим вне коллектива. Коллективным был также труд наших далеких предков – очеловечивавшихся обезьян. Такая форма труда выросла и развилась из общественных инстинктов обезьян.
Трудно себе представить, писал Энгельс, чтобы человек, это наиболее общественное животное, произошел от необщественных предков. Коллективный труд оказался более выгодным для формировавшихся людей, поскольку труд сообща приносит несравненно больше пользы, чем труд разрозненных и не связанных между собой существ.
Формирование речи
Во время работы сообща у членов коллектива неминуемо должны были возникнуть мысли, требовавшие того, чтобы поделиться ими со своими товарищами. Такая потребность и явилась побудителем для возникновения и развития речи, этого важнейшего средства общения между людьми. Все птицы и млекопитающие животные способны издавать звуки, служащие им средством общения между собой.
Кто не слыхал, как вожак в случае опасности предупреждает птичью стаю тревожными звуками! Петух, разыскав в мусоре что-либо съедобное, издает призывный звук, на который сбегаются куры. Наоборот, заслышав тревожный голос петуха, куры разбегаются куда попало.
Значительно более разнообразны звуки, издаваемые млекопитающими. Мы прекрасно различаем злобное рычание или грустное завывание собаки от ее радостного визга и лая, какими она встречает своего хозяина. Специалисты, изучающие поведение собак, различают много оттенков в голосе этого животного.
Особенно многообразны звуки, издаваемые обезьянами. На первых порах своего формирования и предки наши, подобно животным, прибегали к нечленораздельным звукам. Однако развивающаяся трудовая деятельность усложняла отношения между людьми и требовала более совершенного средства общения. И вот к нечленораздельным звукам добавилась жестикуляция, которая усилила выразительность издаваемых формировавшимися людьми звуков.
В дальнейшем неразвитая гортань обезьян под влиянием длительных упражнений мало-помалу начинает развиваться и преобразовываться в более совершенный орган членораздельной человеческой речи. Как видим, эволюция человека развивалась многогранно. Роль труда не ограничивается только тем, что он очеловечил обезьяну.
После того как возник «готовый человек», труд приобрел еще большее значение в жизни людей – он превратился в могущественный двигатель прогресса, в созидателя несметных материальных культурных ценностей.
Однако эксплуататоры превратили труд в постыдное и изнуряющее занятие для угнетенных классов, за счет которых они живут. Богатые и кичащиеся своей знатностью аристократы всех стран всегда стремились подчеркнуть, что они ничего общего не имеют с трудовым народом. Среди них вошло в обычай отращивать себе длинные ногти, служащие показателем, что их обладатели не занимаются «неблагородным» трудом.
Между некоторыми богачами устраиваются даже состязания на приз за такие длинные ногти, которые превращают человека в калеку, лишенного способности что-либо делать и вынужденного для сохранения отращенных ногтей надевать на руки специальные футляры. Рука сиамского богача
И религия рассматривает труд как нечто постыдное, унизительное для духовенства и высших классов. В библии рассказывается, что бог насадил райский сад, в котором поселил созданных им Адама и Еву. Среди других деревьев в этом саду росло также дерево, плоды которого способствовали познанию добра и зла.
Бог, желая, чтобы люди навечно оставались темными и невежественными, запретил жильцам рая есть плоды этого чудесного дерева. Но противник бога, змей, уговорил Еву нарушить божеский запрет. Ева послушалась его, сама полакомилась запретными плодами и дала их отведать Адаму. Бог испугался возможных неприятных для него последствий этого события.
Раз человек стал разумным, то возникает опасность, что он превратится в конкурента бога, особенно, если учесть, что в райском саду растет также дерево, плоды которого приносят вечную жизнь. Отведав этих плодов, человек станет не только разумным, но и бессмертным и равным богу. Чтобы этого не случилось, бог изгнал Адама и Еву из рая и проклял их, заявив, что в будущем люди за прегрешения своих предков должны будут в непосильном труде добывать себе хлеб насущный.
Эта легенда – зеркальное отражение взгляда паразитических классов на труд, как на проклятие бога, как на нечто позорное. Только после того как в нашей стране был уничтожен капитализм и ликвидирована эксплуатация человека человеком, труд вновь приобрел свою прежнюю благородную сущность.
В стране строящегося коммунизма труд – радостное творчество, дело чести и славы, доблести и геройства. Не трудящийся да не ест – таков лозунг советских людей.