Как путешествовали раньше

Человек, совершающий путешествие в наши дни, по праву может гордиться достижениями техники. В сверкающем автомобиле мчится он по асфальтированным улицам или преодолевает пространства по железной дороге, в самолетах и на океанских пароходах с рекордной скоростью.

Как путешествовали раньше

Первое кругосветное путешествие на парусных судах продолжалось более трех лет. Первый космический корабль облетел вокруг Земли менее чем за 2 часа.

Стальные ленты железнодорожных линий и разветвленная сеть широких шоссе соединяет теперь самую отдаленную деревушку с величайшими городами страны. Авиалинии и пароходные маршруты пересекают океаны и сплетают тысячи невидимых нитей между континентами.

Так было не всегда. Еще сто лет тому назад для преодоления таких пространств нужно было потратить много недель и даже месяцев. Первая железная дорога была построена только несколько десятков лет тому назад. Возраст самого старого торгового пути — около трех тысяч лет. По сравнению с огромными масштабами, которыми измеряется история человечества и Земли, эти отрезки времени ничтожно малы.

Как путешествовали раньше, когда не было никаких дорог?

Вспомним, как открыл Амазонку испанец Франсиско де Орельяна. Он построил корабли и отправился на них по течению реки Амазонки. Это было быстрее и удобнее, чем добираться пешком. Река Амазонка оказалась длинным водным путем, ведущим от гор до моря через обширные непроходимые районы. Это была улица на воде.

Такие «улицы» существуют почти во всех странах мира. Они дают возможность людям переправляться на судах не только по морям, но и по рекам, которые пересекают сушу. Наши потомки, еще не знавшие ни деревянного плуга, ни железного оружия, уже умели плавать по течению реки на стволах деревьев — совершали путешествия.

Скандинавы-варяги путешествовали по рекам

Скандинавы-варяги, жившие в IX веке по берегам Балтийского моря, путешествовали по рекам, знали извилистый водный путь, который вел их из «страны темноты» к солнечному югу.

По этому пути варяги шли к славянам и грекам, чтобы торговать или воевать с ними — в зависимости от того, что казалось выгоднее их князьям.

Это был путь «Из варяг в греки». Он начинался в Финском заливе и шел туда, где теперь стоит Петербург, по Неве и Ладожскому озеру к Ильмень-озеру. Широкий Днепр нес их суда к Черному морю. Отсюда было только три дня пути до Константинополя, который был основан на месте греческой колонии — Византии. Теперь мы называем его Стамбулом.

Путешествие по реке

Чтобы добраться до Константинополя, варяги должны были преодолеть множество препятствий. Часто реки были слишком мелкие, чтобы по ним могли плыть суда. Иногда нужно было перебираться из одной речной системы в другую.

Это было самым большим препятствием на пути судов. Вода шла своей дорогой, которая не всегда вела туда, куда хотели направиться варяги. Приходилось идти в обход или тащить суда волоком. Короче говоря, не хватало каналов, которые соединяли бы реки и озера в одну систему водного сообщения.

Значение каналов

Наверное, люди не скоро додумались бы до каналов, если бы сама природа не создавала их. Северное море соединяется с Атлантическим океаном между Великобританией и Францией естественным каналом. Французы называют его «Ламанш», что в переводе на русский язык значит «Рукав».

Не будь его, путешествие из Гамбурга в Лиссабон длилась бы в два раза дольше и стоила бы значительно дороже,— ведь тогда суда должны были бы огибать опасные северные оконечности Шотландии.

Обводный канал

 

Subscribe

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *