Китай 17-18 века
Маньчжурская династия Цин
Длившаяся почти беспрерывно в течение 16 лет крестьянская война закончилась вступлением 25 апреля 1644 г. повстанцев в Пекин. Последний император династии Мин повесился во дворе своего дворца. Повстанцы казнили крупнейших феодалов, гражданских и военных сановников, обложили контрибуцией богачей, отменили тяжелые налоги, ликвидировали кабальные долги, землей фактически завладели крестьяне.
Внешние связи Китая 17-18 века
В то время, как на Западе начинается эра буржуазных революций, в Китае, завоеванном маньчжурами, происходит консервация реакционных феодальных порядков, что резко тормозит экономическое и культурное развитие страны. Жестокий удар был нанесен внешним связям Китая 17-18 века. Усматривая в них угрозу своему владычеству, маньчжурские правители повели враждебную политику по отношению к соседям Китая, в частности, стремились прекратить торговлю с Россией, развязать с ней войну. Вот почему одно за другим терпят неудачу русские мирные посольства Байкова (1654—1656 гг.), Перфильева (1658 г.), Спафария (1675—77 гг.). Только Головину в 1689 г. удается заключить Нерчинский договор о границах и торговле. За ним последовали Буринский и Кяхтинский договоры (1727 г.). Россия была первым и, пожалуй, единственным европейским государством, установившим с Китаем договорные обоюдовыгодные отношения. Голландия, Португалия, Франция и Англия стремились проникнуть в Китай только с колонизаторскими целями. Это стало понятным уже вскоре после того, как в 1516 г. португальские суда побывали в Кантоне. С целью предотвратить иностранное проникновение, носившее явно грабительский характер, Минский двор запретил европейцам въезд в страну. Правители династии Цин пошли дальше в изоляции страны: они запретили строить большие суда. Китайская морская торговля резко пошла на убыль, а в 1757 г. доступ иностранным судам был закрыт во все порты, кроме Кантона.Бесславная эпоха Китая
Политика «закрытых дверей» как бы олицетворяет эту бесславную эпоху Китая, длившуюся почти триста лет. Запрету подвергается не только европейская наука, но и всякая попытка китайских ученых внести что-либо новое в любую область знаний. В стране создаются «литературные тюрьмы», куда бросают каждого, кто осмелится даже робко высказать взгляды, противоречащие идеологии правящих кругов, их конфуцианской религии в ее средневековой форме. Так, за правдивое воссоздание истории Китая 14—17 веков был казнен ученый Дай Мин-ши. А медик Ба До-мин, который перевел на маньчжурский язык шеститомную анатомию с атласом, был жестоко наказан, а его труд — сожжен. Закрепляя и насаждая мерами инквизиции схоластику, правители ставят ученых перед альтернативой: явная фальсификация в угоду захватчикам или оторванное от действительности изучение древних источников. И то, что произошло с историографией, как бы остановившейся перед «закрытыми дверьми» Цинской эпохи, случалось и с китайской медициной, которая очень бурно развивалась во времена средневековья, (подробнее: Китайская медицина средневековья). Подчиняясь обстоятельствам, большинство медиков становится на путь составления комментариев и аннотаций, к которым, в свою очередь, пишутся аннотации и комментарии.Развитие медицины в Китае
Значительную роль в развитии медицины в Китае сыграл медик Минского периода — Ван Кень-тань (Юй Тэ), который родился в 1552, а умер в 1639 г.— за 5 лет до захвата Китая маньчжурами. Крупный чиновник провинции Фунцзян и богатый человек, он посвятил свою жизнь и средства собиранию медицинской библиотеки и изучению огромного опыта, накопленного предшествующими поколениями медиков. Этому способствовало то обстоятельство, что в связи с болезнью матери в доме Ван Кень-таня часто бывали крупные медики, с которыми ученый сблизился еще в очень молодом возрасте.
Борьба с эпидемиями в Китае
Возникновение другого важного направления в развитии медицины в 14—17 вв. связано со значительным ростом городов, население которых часто страдало от различных эпидемий. Изучая их причины, китайские медики именно в это время выработали ряд довольно верных положений. Они установили, что эпидемии в Китае чаще всего появляются после засухи, голода, наводнения, междоусобных войн, что их распространению способствуют большие перемещения людей, что заразное начало может передаваться не только при прямом контакте с больными, но и, например, через носильные вещи. Значительные успехи были достигнуты медициной Минской эпохи в борьбе с натуральной оспой. Открытая в 10—11 веках вариоляция человеческой оспой получила к 16 столетию не только полное признание, но и широкое распространение. Что же касается лечения оспенных больных, то с этой целью была создана даже особая специальность, а в распоряжении врачей уже было свыше 50 книг на эту тему. В 1531 г. известный медик Ван Цзи написал трактат «Об обосновании лечения оспы», в котором говорится о профилактике оспы путем приема некоторых лекарств. Много времени посвятил изучению оспы и Чжан Цзин-юэ. Но он больше известен в истории китайской медицины как сторонник и пропагандист профилактики и гигиены. Чжан Цзин-юэ (Тэ Вин) родился в 1561 г., умер в 1639 г. Начав изучать медицину у известного в свое время врача Тин Ин, он не только полностью усвоил все знания, какие мог дать ему этот знаменитый медик но и разработал свою теорию болезней, в основе которой лежали учения о «ян» и «ин», о кругообращении пяти первоэлементов, о «шести чи». Все эти субстанции рассматривались им с материалистических позиций как внутренние и внешние факторы, влияющие на организм. Исходя из этого, Чжан Цзин-юэ, придавал чрезвычайно большое значение профилактике. В своей деятельности он руководствовался девизом:Очень трудно получить, но легко потерять.Чжан Цзин-юэ один из первых глубоко обосновал положение о значении сопротивляемости организма и исходил из него в своей медицинской практике. Будучи сторонником лечения с помощью тепла и рационального питания, он в то же время считал ошибочным применение слабительных средств. На основе этих принципов им была написана книга под названием «Лэй Цзи ин», состоявшая из 42 разделов. Работал над этим знаменитым произведением ученый на протяжении 40 лет. Кроме того, им написаны обширные работы о пульсе. Им с большим знанием дела описаны диагностика оспы, ряд хирургических заболеваний, а также многие лекарственные растения.

Интерес к анатомии и хирургии
В 16 веке и особенно в начале 17 века в Китае отмечается повышенный интерес к анатомии и хирургии. Успехи в обработке металлов дали в руки врачей много новых, более совершенных инструментов. И, несмотря на сохранявшийся по традиции и по религиозным соображениям запрет, некоторые самоотверженные медики решались производить вскрытия. Много сделал для усовершенствования техники операций Сюэ Цзи — автор большого числа книг по хирургии. Он впервые описал гангрену и разработал методику ампутации пораженной конечности. Широкую известность приобрели такие инфекционисты того времени, как Чжан Чжун-цзин, автор книги «Шань хань лунь» («О тифе»), и У Ю-Синь, написавший в 1649 г. труд «Вень и лунь» («О лихорадке»). Вообще нужно отметить, что научная, в частности, и медицинская литература Минской эпохи, весьма обширна и разнообразна по содержанию. Чтобы каким-то образом собрать воедино это огромное библиографическое наследие, в 1403 г. приступили к составлению сводного энциклопедического словаря. Над его 11 095 книгами десятки лет работало 2180 человек — это цифры, которыми можно только удивляться в наши дни. Словарь носит название «Юн лэ ди дянь» (первоначально— «Вэнь-сянь да-чэн») и является одним из самых больших в мире. В нем имеются сведения о классических конфуцианских и исторических книгах, книгах китайской медицины, сочинениях философов, астрономов и географов, технике и т. д. По характеру и объему этот словарь можно сравнить только с энциклопедиями, созданными в Европе лишь в середине 18 столетия, то есть через три века после его появления. Первое издание словаря сгорело, а от последующих сохранилось всего 375 книг, которые находятся сейчас как в Китае, так и в других странах, куда они были вывезены в 1900 г. при подавлении объединенными силами империалистов восьми государств (Германии, США, Англии, Франции, Японии, царской России, Австро-Венгрии и Италии) боксерского восстания (Китайское название «И хэ-цюань» означает «Кулак во имя справедливости и согласия». На своих знаменах ихэюанцы рисовали изображение сжатого кулака. Отсюда и произошло название «боксеров»). Работа по составлению энциклопедий была продолжена во времена следующей, Цинской, династии. Созданный в середине 18 века, как собрание трудов по всем областям знаний, новый библиографический словарь «Сы-ку цюань-шу» отличался большей систематизацией. При его составлении из предыдущего словаря было заимствовано только 385 книг, «Полное собрание книг старных и новых времен» — «Гу цзинь ту шу цзи чей», огромное издание в 10 000 томов, также вышедшее в 18 столетии,— является богатейшей энциклопедией китайской культуры. Но этот труд и его продолжения — «Сюй тун дянь» («Продолжение политического свода»), «Сюй тун яжи» («Продолжение исторического свода») и другие,— все они в хронологическом отношении были доведены только до династии Цин. И это имеет свое объяснение.Китай 17-18 века дал стране известных медиков
На этом безликом фоне выделяются в медицине Китая 17-18 века три фигуры — Е Тянь-ши, Ван Цин-жень и У Шан-сянь. Первый из них является создателем учения о безлихорадочных инфекционных заболеваниях и классического учебника, из которого почти 200 лет выбирались экзаменационные темы для проверки знаний народных врачей (другим важнейшим учебным пособием были книги под общим названием «И чжунь-цзинь-цзянь» («Золотые зерцала истоков медицины»), вышедшие в 1742 г).Потомственный медик Е Тянь-ши
Е Тянь-ши (родился в 1667 г., умер в 1746 г.) принадлежал к семье потомственных медиков и обучение медицине начал у своего отца, который однако рано умер. Поэтому последующее медицинское образование он получил у десяти известных медиков страны.
Чтобы заниматься медициной, надо иметь острый ум, много трудиться, много читать,— только тогда можно быть , полезным врачом. Без этих качеств врач будет вреден, а не полезен страдающим людям.Эти слова, как девиз, были повторены во многих учебниках, ими руководствуются и современные медики при обучении молодого поколения.
Борец за истину Ван Цин-жень
«Великим праведником в медицине», «борцом за истину» недаром называют Ван Цин-женя (1768—1831 гг). Вследствие того, что в Китае законом запрещалось вскрытие умерших, учение о строении человеческого тела, данные о котором были заимствованы из древних учебников и лишь в незначительной мере из трудов европейских ученых, содержало много ошибочных положений. Ван Цин-жень первый обратил внимание на эти ошибки, написал фундаментальный труд по анатомии человека. Интересно, что к изучению анатомии он приобщился случайно, в 30-летнем возрасте, когда в провинции ему представилась возможность исследовать труп ребенка; при вскрытии его (нелегально) он обнаружил чрезвычайно большое несоответствие с тем, что ему было известно из литературы по анатомии. С этого времени Ван начал пользоваться всяким удобным случаем для вскрытия трупов. Такая возможность представлялась ему довольно редко, обычно где-нибудь в провинции, когда в распоряжении ученого оказывались трупы казненных, выброшенные за городские стены. В результате 42-летнего упорного и самоотверженного труда Ван собрал массу сведений по анатомии и написал большой труд в двух книгах «Об ошибках старых медиков при изложении анатомии». Он, в частности, писал, что «ум вызывается не в сердце, а в мозгу». По-видимому, до этого считалось, что мысли формируются в сердце. Труд по анатомии Ван Цин-женя был переведен англичанином Теженом на английский язык и напечатан. В предисловии Вана к этой книге содержалась высокая оценка знания анатомии:Не зная строения внутренних органов человека, врач уподобляется в своей практике хождению слепого, да еще ночьюВан Цин-жень был крупным общественным деятелем. Он изучал труды врачей китайской медицины, энергично боролся за проведение реформы медицины в Китае, на основе своих оргинальных, прогрессивных идей.
Сторонник физиотерапевтических методов лечения У Шан-сянь
Создатель учения о болезнях «наружных органов» У Шан-сянь (1806—1886) известен также как сторонник физиотерапевтических методов лечения, рационального питания, лечебной гимнастики и режима, которым он отдавал явное предпочтение перед медикаментозными средствами. Объясняется такая разносторонность, очевидно, тем, что, хотя У Шан-сянь и специализировался в области лечения кожных болезней, но, живя среди бедного сельского населения, естественно занимался лечебной практикой. В прописывании лекарственных средств он был очень осторожен, каждый раз повторяя, что лекарства, наряду с пользой, могут принести и большой вред. Поэтому при лечении многих болезней У шан-сянь, стараясь обойтись без помощи лекарств, использовал такие методы, как например, рациональное питание, особый режим, гимнастика, а также применял с лечебными целями тепло, холод и проч. Убежденный во вредном действии многих препаратов и желая дать правильное направление рациональному использованию лекарств, У Шан-сянь в 1865 г. после переезда в г. Ханчжоу открыл собственную аптеку, придав ее работе определенное направление — лекарства, которые, по его сведениям, были вредны, он не допускал в номенклатуру своей аптеки. Зато в аптеке было очень много средств, полезное действие которых было достоверно установлено.
Рейтинг:
/5 -
голосов
Комментарии ()