Китай в 12 веке

Китай в 12 веке претерпевает ряд преобразований, как во внутреннем строе, идеологии, науке, так и в медицине.

Китай в 12 веке
Китай в 12 веке

Внутреннее положение в Китае в 12 веке

Тяжелым было внутреннее положение в Китае в 12 веке. Резко сократилось государственное землевладение, большая часть земель стала собственностью различных групп феодалов. Крестьяне, прикрепленные к поместьям, находились в кабальной зависимости от помещиков. Тяготы, ложившиеся на народные массы, усугублялись монополией на соль, вино, дрожжи, чай, необходимостью выплачивать дань кочевникам.

Новое объединение страны под властью династии Сун (960—1279 гг.), происшедшее после ряда народных восстаний и междоусобных феодальных войн, было весьма недолговечным. Даже значительные уступки киданям и другим племенам не могли предотвратить начавшегося в это время под ударами внешних врагов процесса постепенного распада страны.

Обострялись классовые противоречия и в выросших в тот период крупных городах, где одновременно со значительной дифференциацией процесса ремесленного производства происходила дифференциация в среде самих производителей – на богатых мастеров-хозяев и бесправных подмастерьев.

Борьба различных идеологических течений

В этих условиях острые формы приняла борьба различных идеологических течений. Резкой критике со стороны передовых писателей и ученых подвергается буддизм, господствующее положение которого заметно пошатнулось. С развитием городов и культуры все более значительным становится влияние идей древних философов-материалистов, в противовес которым реакционная верхушка выдвигает неоконфуцианство — официальную идеологию развитого феодализма. Этой социально-экономической формации, ее упрочению служат как исторические труды, так и философские сочинения даже тех авторов, которые пытались решить общие вопросы бытия с позиций материализма.

Появлением в 10—11, веках значительного количества книг по самым разнообразным отраслям знаний и своим дальнейшим развитием в связи с этим китайская культура обязана одному из трех эпохальных открытий — печати.

Зарождение печати в Китае

Собственно, первоначальное зарождение печати в Китае восходит еще к 8-4 вв. до н. э. Печать довольно широко использовалась в царствование Цинь Ши-хуанди (221 — 209 гг. до н. э.), когда наряду с бронзой применялся для письма и камень, что в дальнейшем привело к развитию литографии. А в 7 веке в Китае начинается переход к печатанию с гравировальных досок. Но все это было как бы вступлением. В 1041 — 1042 гг. Би Шен — кузнец, изготовил первые наборные литеры. Делал он их из глины, обжигая потом в горне.

Би Шен - изготовил первые наборные литеры
Би Шен — изготовил первые наборные литеры

Три китайские открытия

Изобретение книгопечатания так же, как и открытие пороха и изобретение компаса, расценивалось как величайшие открытия ремесленного периода развития техники. А все эти три китайские открытия были сделаны именно в Китае и одно из них — в Сунский период.

Но если порох служил, главным образом, военным целям, то компас и особенно книгопечатание имели огромное значение для науки, в частности, для медицины. Благодаря компасу развитие техники вождения китайских судов было выше, чем, например, в Персии и арабском халифате. На кораблях, капитаны которых

«ночью смотрят на звезды, днем — на солнце, а в ненастную погоду — на компас»

(такая запись сделана в книге Чжоу Юя «Пичжоу кэ тань», относящейся к 1119 г. А в «Плане путешествия в Корею» посла Сюй Цзина описано применение компаса во время шторма. В Европе упоминание об использовании компаса в мореходстве появилось только в 13 веке), перевозились различные товары, в том числе и лекарственные растения, сырье, главным образом, ревень, коричная кора, павой сассапариль. Экспорт их стал одной из главных статей в заморской торговле Китая. А так как, очевидно, это давало немалые барыши, торговля лекарствами и внутри страны стала государственной монополией.

К 1076 г. относится упоминание о первой государственной аптеке в столице государства — в городе Кайфын. После нее подобные аптеки, где лекарства отпускались как врачам, так и больным, были созданы в ряде других больших городов.

Развитие медицинской науки

С развитием книгопечатания появилась необходимость тщательно проверить и редактировать медицинские труды, которые предполагалось издать. Эта работа в Китае в 12 веке была возложена на специальное бюро. Пересмотр ранее созданных книг китайской медицины не только послужил делу сохранения уже накопленных знаний врачей китайской медицины, но и дал толчок новому развитию медицинской науки. К существовавшим в Танскую эпоху «Управлению придворной медицины» и средневековому китайскому медицинскому институту «Тай и шу», а также упомянутому редакционному бюро в первой половине 11 века прибавилось еще одно учреждение — медицинская академия, которой вскоре были поручены все дела в области медицины. Члены этой академии делились сначала по своему служебному положению на три группы: «хан лин» — академики, «дай фу» — врачи, «лап чжун» — медики. А когда в ведение ее была передана и подготовка кадров, в связи с чем штат академии увеличился до тысячи человек, здесь была принята общая иерархическая система из 18 классов и чинов.

Набор учеников проводился ежегодно весной  из лиц, очевидно, уже знавших медицину, так как на вступительных экзаменах нужно было проявить знание в области терапии, хирургии и акушерства. Обучение проводилось на девяти отделениях, назвать которые в известной мере можно: терапевтическим, «нарывно-опухолевым» (хирургическим), педиатрическим, акушерско-гинекологическим, офтальмологическим, нейрососудистым, стомато-ларингологическим, акупунктурным и «отделением заговоров». Из сохранившихся данных известно, что наибольшее количество учащихся — 120 — обучалось на терапевтическом отделении, 80 — на нейрососудистом, а наименьшее — 10 — на «отделении заговоров».

Выпускные экзамены происходили в академии ежегодно. Выдержавшие их, в зависимости от уровня обнаруженных знаний, назначались на тот или иной пост в государственные учреждения, нередко и в самую академию — врачами, ассистентами.

В этот же период или даже несколько раньше была создана еще одна академия, готовившая государственных чиновников по разным профилям. При их обучении главное внимание уделялось не знаниям прикладного характера, а форме, языку. Поэтому, как указывают историки, воспитанники академии были в большинстве случаев «литературными педантами». Подобный упрек делали прогрессивные деятели и медицинской академии, где «занимались больше словесной эквилибристикой, чем медициной». В связи с общим духом образования значительное распространение приобретает рифмованная литература в виде песен и стихов на различные медицинские темы. Именно так, например, было изложено учение о пульсе, написан учебник о детских болезнях.

Китай в 12 века дал миру выдающихся медиков

В области педиатрии прославился выдающийся медик Китая конца 11 и начала 12 веков Цянь И, который не только разработал рецептуру, рассчитанную на маленьких пациентов и соответствующую симптомам ряда болезней детского возраста, но и создал учение о детских инфекциях.

Цянь И

Цянь И жил на рубеже 11—12 вв. Известно, что, оставшись в трехлетнем возрасте без родителей, он был взят на воспитание, а затем усыновлен родственником — врачом Лю, который дал своему приемному сыну хорошее для того времени образование и обучил медицине. Будучи одаренным человеком и отличаясь трудолюбием, Цянь И пользовался большой известностью в стране. Его неоднократно приглашали для лечения членов императорской семьи и самого императора, что считалось высшей честью.

За успешное лечение особ императорского двора Цянь И был награжден высоким званием и получил назначение на должность медицинского чиновника государства. Цянь И совершенствовал свои знания в области педиатрии и занимался медицинской практикой в основном среди детского населения.

Еще в период Танской династии (618—906 гг. н. э.) была уже написана книга о детских болезнях под названием «Лу син дин». Но в ней отсутствовала как система описания детских болезней, так и какая-либо их классификация. Цянь И использовал эту книгу при написании на основе своего многолетнего опыта трех книг по педиатрии.

  1. Первая книга «Сяор яо цин цэ чэо» (рецепты для детей) (дословный перевод древнекитайского названия этой книги: сяор — мальчик, яо — лекарство, цин — симптомы, цэ — прямые, чэо — рецепты).
  2. Вторая книга — «Ин лу лун» (книга о новорожденных).
  3. Третья книга — «Шань хан лун цзи ви» (дополнение к книге о лихорадочных заболеваниях).

Историк Нэн Ди-чжун эту третью книгу оценивал очень высоко; но, к сожалению, две последние книги не дошли до нас. Первая же книга в переработанном и значительно дополненном учениками Цянь И виде сохранилась до наших дней.

Значительный вклад в китайскую медицину того времени сделали также акушер-гинеколог Чэнь Цзы-минь и специалист «по переломам и вправлению костей» Вэй И-лин.

Углубленное изучение литературы прошлого и специализация медицинских знаний, какой не было в Европе даже несколько столетий спустя, а особенно все более явное несоответствие новым данным многих старых представлений и методов лечения, привели к возникновению «четырех больших школ». Представители каждой из них давали свою трактовку основным причинам заболеваний и способам борьбы с ними.

Лю Вань-су

Крупный медик и философ Лю Вань-су, живший в 12 веке, создал теорию «огня и воды», по которой все болезни возникают от жара («хо»). Поэтому, считал он, основными лекарственными средствами должны быть жаропонижающие, которые «охлаждают огонь сердца» (имеется в виду температура тела). Направление, начало которому положил Лю Вань-су, получило название «школы охлаждения».

Лю Ван-су - основал направление «школы охлаждения»
Лю Ван-су — основал направление «школы охлаждения»

Чжан Цзы-хэ

С именем Чжан Цзы-хэ связано создание на рубеже 12—13 веков «школы выведения избытков» из организма. Его учение об «изгнании зла» основывалось на том, что вредно действующие начала, вызывающие заболевания, сосредоточиваются в кишечнике. Следовательно, систематическая его очистка, соблюдение правил рационального, умеренного питания служат залогом здоровья. Эта школа разработала значительное число слабительных и потогонных средств для выведения «избытков».

Ли Дунь-юань

Против методов лечения, которые предлагали первая и вторая упомянутые школы, категорически возражал Ли Дунь-юань — сторонник «усиленного питания», противник увлечения жаропонижающими и слабительными средствами. Причину возникновения большинства болезней он усматривал в слабом функционировании желудка и бороться с этим рекомендовал с помощью укрепления органов пищеварения. Более или менее сходился Ли Дунь-юань со своими старшими современниками в оценке роли внешних факторов — «шести ци» (или «чи»). Но теперь это уже не «ветер, холод, влажность, сухость, тепло и огонь», как представлялось И Хэ в 533 г. до н. э. Под данным термином разумеются все многообразные экзогенные болезнетворные агенты, «внешние вредности». Развивая учение о шести внешних факторах, Лю Вань-су высказал чрезвычайно интересное предположение, что эпидемические болезни возникают в результате проникновения в организм «принесенных ветром» невидимых телец «И чи». Ли Дун-юань, дополнив это учение, считал необходимым понимать «ци» как сумму факторов, воздействующих на определенный орган. И еще в одном совпадала точка зрения чрезвычайно остро полемизировавших между собою Лю Вань-су и Ли Дун-юаня: оба они критически относились к существовавшим в их время лекарственным прописям и в противовес им создали свои собственные комбинации лекарств, сравнительно простые и довольно эффективные.

Чжу Дань-си

Деятельность Чжу Дань-си относится к периоду, когда Сунская династия уже пала под натиском монголов. Он является наиболее видным представителем «школы поддержки «ин» (имелась в виду кровь — важнейшая субстанция «женского начала» в организме). В своей теории о причинах болезни этот медик придавал особое значение количественному и качественному составу крови: она «портится» под влиянием излишеств как в еде, так и во всем остальном, даже в применении лекарств. Считая необходимым во всем соблюдать меру, Чжу Дань-си старался избегать сильнодействующих средств (ртуть, серу), а нужные лекарства прописывать в минимальных дозах и в наиболее простых сочетаниях.

Медики Китая 12 века усовершенствовали и развивали медицину древнего Китая, которая зародилась в Китае в 14-15 веках до нашей эры.

 

Получать интересное на почту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *