Китай в 12 веке
Китай в 12 веке претерпевает ряд преобразований, как во внутреннем строе, идеологии, науке, так и в медицине. Китай в 12 веке
Внутреннее положение в Китае в 12 веке
Тяжелым было внутреннее положение в Китае в 12 веке. Резко сократилось государственное землевладение, большая часть земель стала собственностью различных групп феодалов. Крестьяне, прикрепленные к поместьям, находились в кабальной зависимости от помещиков. Тяготы, ложившиеся на народные массы, усугублялись монополией на соль, вино, дрожжи, чай, необходимостью выплачивать дань кочевникам.
Новое объединение страны под властью династии Сун (960-1279 гг.), происшедшее после ряда народных восстаний и междоусобных феодальных войн, было весьма недолговечным. Даже значительные уступки киданям и другим племенам не могли предотвратить начавшегося в это время под ударами внешних врагов процесса постепенного распада страны.
Обострялись классовые противоречия и в выросших в тот период крупных городах, где одновременно со значительной дифференциацией процесса ремесленного производства происходила дифференциация в среде самих производителей – на богатых мастеров-хозяев и бесправных подмастерьев.
Борьба различных идеологических течений
В этих условиях острые формы приняла борьба различных идеологических течений. Резкой критике со стороны передовых писателей и ученых подвергается буддизм, господствующее положение которого заметно пошатнулось. С развитием городов и культуры все более значительным становится влияние идей древних философов-материалистов, в противовес которым реакционная верхушка выдвигает неоконфуцианство - официальную идеологию развитого феодализма.
Этой социально-экономической формации, ее упрочению служат как исторические труды, так и философские сочинения даже тех авторов, которые пытались решить общие вопросы бытия с позиций материализма. Появлением в 10-11, веках значительного количества книг по самым разнообразным отраслям знаний и своим дальнейшим развитием в связи с этим китайская культура обязана одному из трех эпохальных открытий - печати.
Зарождение печати в Китае
Собственно, первоначальное зарождение печати в Китае восходит еще к 8-4 вв. до н. э. Печать довольно широко использовалась в царствование Цинь Ши-хуанди (221 - 209 гг. до н. э.), когда наряду с бронзой применялся для письма и камень, что в дальнейшем привело к развитию литографии.
А в 7 веке в Китае начинается переход к печатанию с гравировальных досок. Но все это было как бы вступлением. В 1041 - 1042 гг. Би Шен - кузнец, изготовил первые наборные литеры. Делал он их из глины, обжигая потом в горне. Би Шен - изготовил первые наборные литеры
Три китайские открытия
Изобретение книгопечатания так же, как и открытие пороха и изобретение компаса, расценивалось как величайшие открытия ремесленного периода развития техники. А все эти три китайские открытия были сделаны именно в Китае и одно из них - в Сунский период.
Но если порох служил, главным образом, военным целям, то компас и особенно книгопечатание имели огромное значение для науки, в частности, для медицины. Благодаря компасу развитие техники вождения китайских судов было выше, чем, например, в Персии и арабском халифате. На кораблях, капитаны которых
«ночью смотрят на звезды, днем - на солнце, а в ненастную погоду - на компас»
(такая запись сделана в книге Чжоу Юя «Пичжоу кэ тань», относящейся к 1119 г. А в «Плане путешествия в Корею» посла Сюй Цзина описано применение компаса во время шторма. В Европе упоминание об использовании компаса в мореходстве появилось только в 13 веке), перевозились различные товары, в том числе и лекарственные растения, сырье, главным образом, ревень, коричная кора, павой сассапариль. Экспорт их стал одной из главных статей в заморской торговле Китая.
А так как, очевидно, это давало немалые барыши, торговля лекарствами и внутри страны стала государственной монополией. К 1076 г. относится упоминание о первой государственной аптеке в столице государства - в городе Кайфын. После нее подобные аптеки, где лекарства отпускались как врачам, так и больным, были созданы в ряде других больших городов.
Развитие медицинской науки
С развитием книгопечатания появилась необходимость тщательно проверить и редактировать медицинские труды, которые предполагалось издать. Эта работа в Китае в 12 веке была возложена на специальное бюро. Пересмотр ранее созданных книг китайской медицины не только послужил делу сохранения уже накопленных знаний врачей китайской медицины, но и дал толчок новому развитию медицинской науки.
К существовавшим в Танскую эпоху «Управлению придворной медицины» и средневековому китайскому медицинскому институту «Тай и шу», а также упомянутому редакционному бюро в первой половине 11 века прибавилось еще одно учреждение - медицинская академия, которой вскоре были поручены все дела в области медицины. Члены этой академии делились сначала по своему служебному положению на три группы: «хан лин» - академики, «дай фу» - врачи, «лап чжун» - медики.
А когда в ведение ее была передана и подготовка кадров, в связи с чем штат академии увеличился до тысячи человек, здесь была принята общая иерархическая система из 18 классов и чинов. Набор учеников проводился ежегодно весной из лиц, очевидно, уже знавших медицину, так как на вступительных экзаменах нужно было проявить знание в области терапии, хирургии и акушерства.
Обучение проводилось на девяти отделениях, назвать которые в известной мере можно: терапевтическим, «нарывно-опухолевым» (хирургическим), педиатрическим, акушерско-гинекологическим, офтальмологическим, нейрососудистым, стомато-ларингологическим, акупунктурным и «отделением заговоров».
Из сохранившихся данных известно, что наибольшее количество учащихся - 120 - обучалось на терапевтическом отделении, 80 - на нейрососудистом, а наименьшее - 10 - на «отделении заговоров». Выпускные экзамены происходили в академии ежегодно. Выдержавшие их, в зависимости от уровня обнаруженных знаний, назначались на тот или иной пост в государственные учреждения, нередко и в самую академию - врачами, ассистентами.
В этот же период или даже несколько раньше была создана еще одна академия, готовившая государственных чиновников по разным профилям. При их обучении главное внимание уделялось не знаниям прикладного характера, а форме, языку. Поэтому, как указывают историки, воспитанники академии были в большинстве случаев «литературными педантами».
Подобный упрек делали прогрессивные деятели и медицинской академии, где «занимались больше словесной эквилибристикой, чем медициной». В связи с общим духом образования значительное распространение приобретает рифмованная литература в виде песен и стихов на различные медицинские темы. Именно так, например, было изложено учение о пульсе, написан учебник о детских болезнях.
Китай в 12 веке дал миру выдающихся медиков
В области педиатрии прославился выдающийся медик Китая конца 11 и начала 12 веков Цянь И, который не только разработал рецептуру, рассчитанную на маленьких пациентов и соответствующую симптомам ряда болезней детского возраста, но и создал учение о детских инфекциях. А также медики Лю Вань-су, Чжан Цзы-хэ, Ли Дунь-юань, Чжу Дань-си.
Цянь И
Цянь И жил на рубеже 11-12 вв. Известно, что, оставшись в трехлетнем возрасте без родителей, он был взят на воспитание, а затем усыновлен родственником - врачом Лю, который дал своему приемному сыну хорошее для того времени образование и обучил медицине. Будучи одаренным человеком и отличаясь трудолюбием, Цянь И пользовался большой известностью в стране.
Его неоднократно приглашали для лечения членов императорской семьи и самого императора, что считалось высшей честью. За успешное лечение особ императорского двора Цянь И был награжден высоким званием и получил назначение на должность медицинского чиновника государства. Цянь И совершенствовал свои знания в области педиатрии и занимался медицинской практикой в основном среди детского населения.
Еще в период Танской династии (618-906 гг. н. э.) была уже написана книга о детских болезнях под названием «Лу син дин». Но в ней отсутствовала как система описания детских болезней, так и какая-либо их классификация. Цянь И использовал эту книгу при написании на основе своего многолетнего опыта трех книг по педиатрии.
- Первая книга «Сяор яо цин цэ чэо» (рецепты для детей) (дословный перевод древнекитайского названия этой книги: сяор - мальчик, яо - лекарство, цин - симптомы, цэ - прямые, чэо - рецепты).
- Вторая книга - «Ин лу лун» (книга о новорожденных).
- Третья книга - «Шань хан лун цзи ви» (дополнение к книге о лихорадочных заболеваниях).
Историк Нэн Ди-чжун эту третью книгу оценивал очень высоко; но, к сожалению, две последние книги не дошли до нас. Первая же книга в переработанном и значительно дополненном учениками Цянь И виде сохранилась до наших дней. Значительный вклад в китайскую медицину того времени сделали также акушер-гинеколог Чэнь Цзы-минь и специалист «по переломам и вправлению костей» Вэй И-лин.
Углубленное изучение литературы прошлого и специализация медицинских знаний, какой не было в Европе даже несколько столетий спустя, а особенно все более явное несоответствие новым данным многих старых представлений и методов лечения, привели к возникновению «четырех больших школ». Представители каждой из них давали свою трактовку основным причинам заболеваний и способам борьбы с ними.
Лю Вань-су
Крупный медик и философ Лю Вань-су, живший в 12 веке, создал теорию «огня и воды», по которой все болезни возникают от жара («хо»). Поэтому, считал он, основными лекарственными средствами должны быть жаропонижающие, которые «охлаждают огонь сердца» (имеется в виду температура тела). Направление, начало которому положил Лю Вань-су, получило название «школы охлаждения». Лю Ван-су - основал направление «школы охлаждения»
Чжан Цзы-хэ
С именем Чжан Цзы-хэ связано создание на рубеже 12-13 веков «школы выведения избытков» из организма. Его учение об «изгнании зла» основывалось на том, что вредно действующие начала, вызывающие заболевания, сосредоточиваются в кишечнике. Следовательно, систематическая его очистка, соблюдение правил рационального, умеренного питания служат залогом здоровья. Эта школа разработала значительное число слабительных и потогонных средств для выведения «избытков».
Ли Дунь-юань
Против методов лечения, которые предлагали первая и вторая упомянутые школы, категорически возражал Ли Дунь-юань - сторонник «усиленного питания», противник увлечения жаропонижающими и слабительными средствами. Причину возникновения большинства болезней он усматривал в слабом функционировании желудка и бороться с этим рекомендовал с помощью укрепления органов пищеварения.
Более или менее сходился Ли Дунь-юань со своими старшими современниками в оценке роли внешних факторов - «шести ци» (или «чи»). Но теперь это уже не «ветер, холод, влажность, сухость, тепло и огонь», как представлялось И Хэ в 533 г. до н. э. Под данным термином разумеются все многообразные экзогенные болезнетворные агенты, «внешние вредности».
Развивая учение о шести внешних факторах, Лю Вань-су высказал чрезвычайно интересное предположение, что эпидемические болезни возникают в результате проникновения в организм «принесенных ветром» невидимых телец «И чи». Ли Дун-юань, дополнив это учение, считал необходимым понимать «ци» как сумму факторов, воздействующих на определенный орган.
И еще в одном совпадала точка зрения чрезвычайно остро полемизировавших между собою Лю Вань-су и Ли Дун-юаня: оба они критически относились к существовавшим в их время лекарственным прописям и в противовес им создали свои собственные комбинации лекарств, сравнительно простые и довольно эффективные.
Чжу Дань-си
Деятельность Чжу Дань-си относится к периоду, когда Сунская династия уже пала под натиском монголов. Он является наиболее видным представителем «школы поддержки «ин» (имелась в виду кровь - важнейшая субстанция «женского начала» в организме).
В своей теории о причинах болезни этот медик придавал особое значение количественному и качественному составу крови: она «портится» под влиянием излишеств как в еде, так и во всем остальном, даже в применении лекарств.
Считая необходимым во всем соблюдать меру, Чжу Дань-си старался избегать сильнодействующих средств (ртуть, серу), а нужные лекарства прописывать в минимальных дозах и в наиболее простых сочетаниях. Медики Китая 12 века усовершенствовали и развивали медицину древнего Китая, которая зародилась в Китае в 14-15 веках до нашей эры.