Китайская медицина средневековья

Китайская медицина средневековья развивалась в борьбе, взаимной критике представителей медицины, что создало благоприятные условия для дальнейшего прогресса в этой области. Но они не были использованы в полной мере.

Монгольское нашествие

Начавшееся в 1211 г. монгольское нашествие привело в 1280 г. к захвату Китая иноземными завоевателями. В разоренной стране установилась система жесточайшего гнета и террора. Тысячи китайцев были обращены в рабство, а сотни тысяч других были прикреплены к землям, переданным на «кормление» монгольским ханам. В городах укрепились вражеские гарнизоны.

Все это, а также то, что по своей культуре завоеватели стояли значительно ниже побежденных, очень неблагоприятно отразилось на развитии китайской культуры и на медицине. Она в этот почти столетний Юаньский период в известной мере, несомненно, деградировала. Вольная практика врачей была весьма ограничена завоевателями. В целях своей безопасности оккупанты даже изъяли из употребления все сильнодействующие и ядовитые лекарства.

Ими было введено и много других запретов. Интересно отметить, что, когда в середине 13 века, еще до окончательного завоевания Китая, монголы двинули свои войска на запад и покорили арабские страны, в столице их династии Юань - Пекине появилось много пленных арабских медиков.

Одновременно существовали параллельно китайская медицина и арабская, представители которых обменивались опытом, накопленным Китаем до 12 века. За исключением этого положительного явления период монгольского ига был «черным днем» для китайской медицины.

Изгнание захватчиков

Как всегда, заслуга изгнания захватчиков принадлежит народу. Он берется за оружие, поднимается на освободительную борьбу, создаются отряды «красных повязок». Из народной среды выдвигаются вожди. Но, взяв Пекин и окончательно разбив монголов, предводитель восставших Чжоу Юань-чжан, родом из крестьян, в 1368 г...становится императором новой династии Мин, а затем жестоко подавляет народное движение и восстанавливает феодальное государство.

Хотя дальнейшее развитие получают товарно-денежные отношения, ремесленное производство, мануфактуры, вместе с тем сохраняются и пережитки ранних стадий феодальных отношений. Такая их устойчивость в значительной мере объясняется сочетанием сельского хозяйства с некоторые ми отраслями домашней промышленности – ручным прядением и ткачеством.

В больших городах мануфактуры были основаны на значительном разделении производства и благодаря этому могли обслуживать большой рынок. В 33 крупнейших торговых пункта товары поступали не только со всего Китая, но и из Африки, Индокитая, Цейлона, Индии, с островов Индонезии.

Китайская медицина средневековья утверждается

Благодаря многочисленным морским экспедициям (7 наиболее удачных возглавлял евнух Чжен Хэ), Китай приобрел выгодные торговые колонии и установил господство на главных путях Тихого и Индийского океанов. Обширная торговля со многими странами, с одной стороны, и жестокое ограбление народных масс, с другой,- дали возможность господствующему классу накопить огромные богатства.

И он вполне мог позволить себе роскошь тратить часть средств и на китайскую медицину. Вновь восстановленная медицинская академия (как и вся деятельность в области медицины) служила почти исключительно удовлетворению нужд императорского двора, сановников и лишь в какой-то мере войска. Даже на руководящие посты в академии назначались представители знати, нередко ничего общего с медициной не имевшие.

Они выступали как поборники схоластической системы образования, средневековой мистики и религии. На государственной службе в столице и главных городах провинций состояло весьма небольшое количество врачей. Большинство же из них занималось частной практикой. Свои знания они приобретали путем прохождения традиционного ученичества у своих отцов.

Определением квалификации подготовленных таким образом медиков вначале занимались особые чиновники, но вскоре эта функция перешла к специальным школам. Однако главной их задачей была подготовка врачей, обслуживающих знать данной провинции. Кроме того, они занимались организацией медицинского обслуживания в этой провинции.

Положение о наследовании профессии врача

Положение о наследовании профессии врача было закреплено государственным актом, согласно которому сыновья не имели права менять ее. В результате такого правила многие врачи насчитывали среди своих предков не одно поколение медиков.

В зависимость от этой генеалогии ставились даже знания врача: он считался тем знатней и лучше, чем больше в его роду было предков той же профессии. А в эпоху Сун официально допускались к самостоятельной практике лишь те, кто наследовал профессию медика не менее, чем в трех поколениях.

Правовое положение врачей

Регламентация медицинской деятельности продолжалась и в Минскую эпоху. В уголовном кодексе того периода можно найти весьма любопытные правила. Одно из них гласит, что врач обязан пользоваться в своей практике только «установленными и освященными наукой (т. е. канонами) способами и средствами». Закон устанавливал и строгую ответственность врача за жизнь больного.

Так, если пациент умирал от назначенного ему лекарства даже при соблюдении врачом всех правил лечения, то такой случай квалифицировался как смерть от неосторожного обращения с медицинскими средствами, и за это врача приговаривали к повешению. Если же он по небрежности ошибался в применении правил лечения, что приводило к гибели больного, врача обвиняли в убийстве и подвергали казни через обезглавливание.

Строго определялось место жительства врача, менять его категорически запрещалось. Все это означало, что правовое положение врачей было весьма незавидным. Они приравнивались к мастеровым, чья профессия была также потомственной. Испытывали рядовые врачи и значительные материальные трудности.

Но тем не менее народные медики не только не отказывались от своей благородной деятельности, но и стремились постоянно совершенствовать существовавшие методы и средства лечения.

Ли Ши-чжень - ученый китайской медицины

Оживленное общение с другими странами - следствие больших успехов мореходства - способствовало ознакомлению китайских медиков с рядом новых лекарственных растений. В свою очередь Китай экспортировал лекарственное сырье, сбор которого являлся натуральной повинностью крестьян.

Честь решения исторической задачи по усвоению и критической переработке фармакологических данных прошлого, их унификации и дальнейшему развитию фармакологии принадлежит великому ученому китайской медицины Ли Ши-чженю (родился в 1518 г., умер в 1593 г.). Ли Ши-чжэнь - ученый китайской медицины Ли Ши-чжэнь - ученый китайской медицины

Заслуги Ли Ши-чженя, знаменитого китайского фармаколога, в области медицины признаны всем миром. Его родина - уезд Цичунь в провинции Хубэй. Дед его и отец были врачами.

Постоянные лишения, недостаток средств к существованию заставляли отца Ли Ши-чженя думать о том, чтобы самому бросить врачевание и стать чиновником. К такой же карьере он готовил и сына, который начал изучать философию, чтобы сдать государственный экзамен на звание чиновника.

И лишь будучи в возрасте 30 лет, после того, как он в 3-й раз не выдержал экзамена, Ли Ши-чжень начал изучать медицину. В отличие от отца, сын считал профессию врача весьма благородной и скоро полюбил ее.

Свою медицинскую практику он, так же как и отец, начал среди бедного населения, причем бедняки весьма часто, не имея возможности заплатить ему, оставляли в благодарность за помощь лишь одну тыкву.

Чиновники, деревенская знать и купцы игнорировали как его отца, так и самого Ли Ши-чженя. Но с тем большим уважением относились к ним бедняки. Будучи высокообразованным человеком, Ли Ши-чжень быстро усваивал все новые данные в области медицины. Широкая же медицинская практика помогла ему приобрести весьма большой личный опыт.

И вскоре успехи в лечении больных и абсолютное бескорыстие создали ему славу не только в уезде, но и далеко за его пределами. Изучая древнюю рецептуру, Ли Ши-чжень заметил в ней явные несоответствия и неправильные указания. Он поставил перед собой задачу – создать новую, полную фармакопею.

С этой целью он досконально изучал все, что было написано о лекарствах за несколько столетий до него, проводил широкие практические наблюдения за природой, собирая лекарственные растения, проверяя их действия на животных. Ли Ши-чжень не ограничивался изучением растительного мира, но исследовал также и минеральные вещества и средства животного происхождения.

Животных, на которых он испытывал действие лекарств, ученый вскрывал и подробно изучал изменения, происшедшие в их организме под влиянием действия лекарств. Отличаясь большой наблюдательностью и трудолюбием, Ли Ши-Чжень вскоре собрал весьма много ценных данных о лекарствах. С целью обобщения опыта и изучения лекарственных средств Ли Ши-чжень посетил почти все провинции.

Путешествуя по стране, он также собирал распространенные среди населения рецепты. Именно таким образом им было собрано более 10 тысяч рецептов, которые он затем тщательно проверил путем экспериментирования и после этого включил в свой знаменитый учебник.

В результате двадцатисемилетнего неустанного труда он создал величайшее фармакологическое произведение под названием «БяньЦюэ-гань му». (Краткие сведения об основных лекарственных средствах). Трижды на протяжении 27 лет Ли Ши-чжень перерабатывал свой труд, который начал писать в 1552 г. и закончил в 1578 г.

Издан он был лишь в 1596 г., то есть через три года после его смерти. Книга эта состояла из 52 томов (2 миллиона иероглифов и содержала описание 1892 наименований лекарств, из них 1094 лекарственных растений 444 лекарств, изготовленных из продуктов животного происхождения, 275 видов лекарств минерального происхождения, 79 видов прочих лекарств, описания 374 видов лекарств, обнаруженных самим автором.

Кроме того, в книге было помещено свыше десяти тысяч рецептов. Каждое лекарство имеет четкое и подробное описание: форма, запах, цвет, способ сбора сырья и, наконец, способ изготовления. Книга содержала более тысячи рисунков. Для создания этого великого труда Ли Ши-чжень привлек всю свою семью - детей и внуков, одних для переписывания, других для изготовления лекарств, третьих для проверки их действия.

«Бянь Цюэ гань му» является замечательным вкладом не только в китайскую медицину средневековья. Этот труд был переведен на латинский, русский, английский, французский, немецкий, японский и другие языки. Так, первое печатное издание книги (1606 г.) в Японии было широко распространено, а затем она издавалась в этой стране еще дважды (1783 и 1929 гг.).

Заимствования из труда Ли Ши-чженя можно найти в «Описании лекарственной флоры Китая», вышедшем на латинском языке в 1659 г. Отдельные главы книги русского врача А. Татаринова «Каталог китайских медикаментов» (1857 г.) являются переводами из «Вянь Цюэ гань му». Примеров такого рода можно привести очень много.

Перу Ли Ши-чженя принадлежит также «Книга о пульсах» (1564 г.) и трактат об иглоукалывании (1572). Он оказал огромное влияние на развитие ботаники в Китае. В Китае память о Ли Ши-чжене хранится особенно бережно, а его имя является синонимом преданности науке и служения своему народу.

Рейтинг: 4,8/5 - 4 голосов