Медицина древнего Китая

Медицина древнего Китая ведет свое исчисление начиная с 14-15 веков до н. э. История самого Китая насчитывает около четырех тысяч лет, об этом свидетельствуют письменные памятники.

Медицина древнего Китая
Медицина древнего Китая

Древнейший текст

Человечеству известен один древнейший текст, который датируется 2059 годом до н. э. И уже в то время на территории Китая существует высоко развитая цивилизация.

Текст гласит:

«Юй повел реку Хуанхэ на юг Цин-чжоу через ущелье Лун-мэнь до горы Хуа. Затем он заставил ее течь на восток по притоку Мэнцин… На северо-западе почва желтая и рыхлая. Земля — самая плодородная… Жители приносят императору в дань яшму и другие редкие минералы. Чтобы привезти их в столицу, они пускают свои лодки по течению реки. Кочевые племена в той стороне подчинены им. Они привозят ткани и меха от самых гор Куньлунь. На востоке между горой Тайшань и морем простирается провинция Цинь. Здесь проходит граница, в пределах которой живут постоянные жители приморья. Почва этой провинции белая и плотная… Жители приносят императору особую дань: соль, различные дары моря, свинец, редкие минералы, пряжу. Жители области Лай — пастухи-кочевники. Они приносят императору шелк дикого шелкопряда».

Становление медицины древнего Китая

Становление медицины древнего Китая происходило в неразрывной связи и на основе развития и смены общественно-экономических формаций, культуры китайского народа. Но буржуазная наука, игнорируя и принижая роль народных масс, истинного творца истории, рассматривала исторический процесс как результат деятельности отдельных личностей. Поэтому и данные истории китайской народной медицины излагались в отрыве от истории последовательного развития способа производства, материальных благ и производственных отношений основных классов общества, по периодам отдельных императорских династий. Не показывая не только роли народа в создании национальной медицины, но и роли бесчисленного количества народных врачей, буржуазные исследователи в лучшем случае фиксировали свое внимание на деятельности отдельных ученых-медиков, ставя ее в зависимость от правящих династий. Несостоятельность такой периодизации истории медицины очевидна.

Разложение первобытно-общинного строя и зарождение классов привело к тому, что в сложившемся на территории Китая во втором тысячелетии до н. э. раннерабовладельческом государстве Инь, или Шан, наряду с земледелием, игравшим основную роль, скотоводством, охотой и рыболовством, начало быстро развиваться и ремесленное производство.

После того, как иньцы около 1400 года до н. э. обосновались в долине среднего течения реки Хуанхэ, здесь были построены многочисленные города. В одном из них, расположенном в нынешнем уезде Аньян, более ста лет назад (1899) археологи нашли панцири черепах с надписями на них. Расшифровка выявила очень интересные данные, в частности медицинского характера. Оказалось, что в те времена уже были описаны болезни языка, зубов, глаз, ушей и некоторые эпидемические — всего 22 вида заболеваний.

Носители медицинских знаний

Носителями медицинских знаний были тогда рабы-знахари, так называемые «чже-гуани» («изгоняющие болезни»), а основными «способами» лечения считались молитвы, заговоры, заклинания. Но, наряду с этими мистическими приемами, в медицине все шире начинают применяться лекарственные растения и некоторые другие средства. А к концу иньского периода (13 в. до н.э.) появляются медики-знахари уже из среды свободных людей, ими становятся даже именитые лица.

Разпостраненное применение знахарских лекарств медиков-знахарей
Распостраненное применение знахарских лекарств медиков-знахарей

Так, одним из десяти известных историй знаменитых знахарей того времени упоминается некий У Сян — крупный императорский сановник. Его гробница с храмом сохранилась до наших дней в уезде Ся провинции Шаньси.

С 1122 г. до н. э. начинается период, известный в китайской историографии под названием чжоуского. По данным «Шицзин» медики этой эпохи умели применять многие лекарства, главным образом, растительного происхождения.

Первые врачи

На смену знахарям приходят первые врачи, именуемые «тань-гуань». Первые упоминания о них относятся к 12 веку до н. э. (В летописях, относящихся к раннему периоду царства Чжоу (1122—770 гг. до н. э.), есть упоминание о врачах-специалистах по «воспалениям желудка». К этому времени относятся описания около 50 форм этих заболеваний и средств их лечения). Вместо заклинаний и молитв они уже применяют медикаментозное и оперативное лечение, некоторые виды диеты.

Описание медицинских знаний

Описание накопленных к 8 веку до н. э. медицинских знаний вошло в виде специальной главы в разработанный сановником Чжоу Гуном сборник законов «Чжоу-ли». В этой главе были описаны хирургические заболевания (абсцессы, опухоли, язвы, раны от стрел, переломы костей) и инфекционные (парша, малярия) и т. д., а также способы их лечения (В «Чжоу-ли» приведены данные о медиках, обслуживавших двор императора. Среди них числились два диетолога, восемь терапевтов, столько же хирургов, четыре ветеринара и два аптекаря).

Государство Чжоу

Внутри государства Чжоу существовало много более или менее самостоятельных царств, возникших в начале первого тысячелетия до н. э. на обширной территории древнего Китая. Некоторые из них (Ци, Цзинь, Лу, Вэй, Цинь, Чу, Сун) в разное время достигали значительного могущества, оспаривая друг у друга право на господство. Этот период (8—5 вв. до н. э.) известен под названием Чуньцю («Весна и осень»), или Лего («Разделенные царства»). Он ознаменовался не только войнами. В этом периоде начали применять железные изделия, в связи с чем улучшились способы ведения земледельческих работ, повысилась урожайность, стали возводиться крупные ирригационные сооружения; новый толчок получило развитие ремесла и торговли.

Сбыт продуктов производства способствовал обмену опытом и культурой, что не замедлило сказаться и на состоянии медицины. Если до 8—7 вв. до н. э. каменные иглы применялись только на востоке Китая (провинции Шаньдун и Цзяньсу), лекарства — на Западе (провинции Хэбей и Шаньси), металлические иглы — на Юге (провинции Хубей и Хунань), а массаж — в Центре (провинции Хэнань), то в середине периода Чжоу эти инструменты и методы стали известны всем медикам Китая и начали применяться комплексно.

Медицина конкурирует со знахарством

Медицина не только получает возможность успешно конкурировать со знахарством, но и наносит ему решительное поражение. История зафиксировала такой интересный факт. В 576 г. до н. э. заболел император Цзинь Гун. К нему был призван знахарь Тянь У. Молитвы и заговоры не помогли. Тогда пригласили врача И Хуаня, который вылечил больного.

Медицинские организации

После этого случая правители не только стали официально поддерживать медицину, но и начали создавать при своих дворах особые медицинские организации. Призванные обслуживать императора и его ближайших сановников, эти организации располагали довольно большим штатом — до 52 человек, в числе которых были 21 врач и два специалиста по изготовлению лекарств. Врачи такого медицинского учреждения уже делились по основным отраслям медицины (терапевты, хирурги, диетологи) и на пять категорий по своей квалификации.

Квалификация врача

Критерием определения квалификации врача было число выздоровевших из ста лечившихся у него больных. Если благополучный исход наступал во всех ста случаях, врача относили к первой категории, излечение половины больных давало право получить пятую категорию (По некоторым источникам, для получения пятой категории требовалось добиться выздоровления 60 процентов больных). Присуждение категорий производилось на основании специальных квалификационных проверок — традиция, сохранявшаяся затем в китайской медицине на протяжении многих веков.

Странствующие целители

Наряду с придворными медиками и врачами, имеющими постоянное местожительство, в исторических сочинениях упоминаются и странствующие целители. В поисках медицинской практики они бродили по стране и имели возможность наблюдать самые разнообразные болезни. Странствующие медики постоянно общались с другими народными врачами, знакомились с их опытом и обогащали свои знания в эмпирической медицине.

Крупнейший медик древнего Китая Бянь Цюэ

Именно это обстоятельство позволило выдвинуться из народной среды крупнейшему медику древности Бянь Цюэ, о котором великий летописец Сым Цянь в своих «Исторических записках» сказал:

«Он заложил основы медицины, его гениальные положения не могли поколебать ученые медики последующих поколений».

Бянь Цюэ - крупнейший медик древнего Китая
Бянь Цюэ — крупнейший медик древнего Китая

До Бянь Цюэ в Китае уже было известно свыше ста видов лекарств, существовали и такие методы лечения, сохранившие свое значение до наших дней, как иглотерапия, прижигание, массаж и пр., но никто до Бянь Цюэ этого опыта не обобщал, никто его так хорошо не осмыслил и не обосновал.

Имея широкие по тому времени медицинские познания, полученные от своего учителя — известного медика Чан Сан-цзюня, у которого он обучался свыше 10 лет, и богатый опыт медицинской практики, Бянь Цюэ странствовал по всему Китаю, устанавливал связи с известными медиками разных княжеств, усваивая все ценное из их обширной практики и разнообразных знаний.

Посетив главные города всех княжеств Китая, он, наряду с собиранием ценных сведений по медицине, сам широко практиковал и передавал свои знания местным медикам. Оставаясь весьма доступным и тогда, когда Бянь Цюэ приобрел широкую известность и стал самым популярным медиком страны, он был близким народу, никогда не отказывал людям в медицинской помощи. Именуя себя то специалистом по внутренним болезням, то хирургом или гинекологом, офтальмологом-отологом или педиатром, он одновременно применял лекарства, иглоукалывания, прижигания, массаж и другие средства.

Вот некоторые примеры, иллюстрирующие его популярность, как повествует о них Сым Цянь:

«Пригласили Бянь Цюэ к заболевшему наследному принцу княжества Гуо, который более полусуток считался окружающими его медиками умершим. Методом «пульсовой диагностики», выслушиванием знаменитый медик установил, что принц жив. Он применил иглотерапию — укалывание, и больной был приведен в сознание. Были приложены подогретые камни к ногам, подмышечным областям и к другим местам тела; больному был дан декокт, сваренный из лекарств, и через 20 дней после начала лечения больной выздоровел. Растроганный отец — князь Гуо сказал Бянь Цюэ: «Вы вернули жизнь сыну моему, без вас пришлось бы отдать его обратно сырой земле».

Второй случай таков: Бянь Цюэ был приглашен к высокопоставленной особе. Больной в течение пяти дней находился в коматозном состоянии и умирал. Применением декоктов и других лечебных средств знаменитый лекарь поднял больного на ноги.

После этих и еще многих подобных случаев по всей стране быстро распространилась слава о Бянь Цюэ как о человеке, который «возвращает жизнь умершему». Но он постоянно говорил:

«Человек не в силах восстановить жизнь умерших, а больным он может помочь выздороветь не заклинаниями и молитвами, а лекарствами».

Большое значение Бянь Цюэ придавал рано начатому лечению и, более того,— профилактике болезней.

Бянь Цюэ не только обобщал и систематизировал богатый опыт, накопленный многими поколениями до него, но и сам глубоко разработал такие разделы медицины, как «пульсовая диагностика» и иглотерапия, причем в такой мере, что его данные по этим разделам не потеряли значения для китайской народной медицины и в наши дни, т. е. через две с половиной тысячи лет.

В области изучения пульса и предсказания тяжести заболевания по пульсу в последующие века никто из медиков не сделал больше. Поэтому Бянь Цюэ по праву считается родоначальником изучения пульса в китайской медицине.

Для диагностических целей Бянь Цюэ пользовался также методом опроса, выслушивания, наблюдением за дыханием, окраской кожи, характером голоса больного и запахом, исходящим от него. Он, по некоторым источникам, занимался вскрытием трупов для изучения патологических процессов.

Известно также, что Бянь Цюэ, производя операции, применял для уменьшения болей вначале хмельное вино, а позже наркотические лекарственные средства, позволявшие ему производить операции даже на грудной клетке.

Многие историки склонны считать, что автором классической книги «Нейцзин» был Бянь Цюэ.

В памяти народных масс Китая Бянь Цюэ оставил глубокий след как ученый высокой эрудиции, много сделавший в области медицины, и в то же время проявивший себя как выдающийся общественный деятель. Сведения о его деятельности передавались устно из поколения в поколение. Но осталось и много письменных памятников — произведений его учеников. О нем народ говорил как о «маге, который поднимает умерших и дарует им снова ценнейшее благо — жизнь».

До сих пор во многих провинциях Китая сохранились храмы и памятники, созданные в разные времена в честь Бянь Цюэ. Имеется несколько гробниц (национальные памятники), которые население оберегает с большой любовью. Каждый год — 8, 18, 28 апреля в Китае отмечают день памяти великого медика.

На берегу Желтого моря, в провинции Хебэй, в уезде Жан Чу имеется село, где, по преданию, родился и жил в молодости Бянь Цюэ. Название села в переводе на русский язык означает «Бог фармации» — так именовали ученого. В этом селе сохранилась и его гробница — памятник, к которому почтить память великого медика съезжаются со всего Китая.

Таким образом, важнейшей исторической заслугой Бянь Цюэ является обобщение накопленного на рубеже шестого и пятого веков до нашей эры эмпирического опыта распознавания и лечения болезней. Еще более заметный след в истории медицины древнего Китая оставил Бянь Цюэ разработкой «пульсовой диагностики», метода объективного исследования больного, благодаря применению которого китайская медицина намного опередила в своем развитии медицину других стран.

 

Получать интересное на почту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *