Петр Первый: строительство каналов
Мечты редко сбываются в тех случаях, когда, сами мечтатели ничего не делают для их осуществления. Когда в начале XIII века с востока на Россию напали орды Чингисхана, мечта варягов о строительстве каналов была скоро забыта.
Только через четыре столетия эту мечту смог осуществить Петр Первый.
Россия в кольце поработителей
Россия долгое время находилась в кольце поработителей. Чингисхан предавал огню и разрушению все, что встречалось на его пути. Даже жесткая степная трава пылала там, где он прошел, повелитель монголов буйствовал хуже суховеев, палящего солнца и неукрощенных рек. 250 лет его потомки из золотой орды держали под ярмом страну.
На юге копьеносцы турецкого султана завладели русским побережьем Черного моря.
На севере шведы преградили России доступ к Балтийскому морю.
Казалось, ворота старого варяжского пути, (подробнее "Как путешествовали раньше") закрылись навсегда.
Только далеко на севере, в устье Двины, у Архангельска, оставались открытыми маленькие воротца, ведущие в океаны мира. Но они находились недалеко от границы вечной мерзлоты и поэтому часто были забиты льдом. Русским мореплавателям закрывался последний морской путь в Норвегию вдоль Кольского полуострова.
Петр Первый - правитель России
В 1682 году правителем России стал Петр Первый. История поставила перед ним задачу - направить Россию по новому пути. Другой царь не решился бы взяться за такую грандиозную работу, но Петр Великий - так звали его современники - смело принялся за дело.
Петр был не только дальновидным государственным деятелем и отважным полководцем, но и великим строителем и умелым рабочим. В Амстердаме он пошел в ученики к плотнику-судостроителю и, когда был уже царем, работал на токарном станке, как простой мастеровой.
Петр создал сильную армию и флот и отогнал вторгшихся врагов. Ворота варяжского пути опять были открыты. Теперь можно было осуществить мечту варягов - Петр Первый взялся за строительство каналов.
Петр превратил пустынные места в огромную строительную площадку. Он командовал армией рабочих, которые строили города, мастерские, верфи. С досадой наблюдал он, как медленно тащатся длинные вереницы телег, с горем пополам перевозившие камни, руду и другие материалы. Дороги страны, оставляли желать много лучшего. Там застряли телеги в грязи, тут телега сломалась и загородила дорогу.
В рабочей комнате Петра Первого в Кремле на стене висела большая карта России. На письменном столе лежала раскрытая «Книга больших планов», в которой были перечислены все дороги страны. Не хватало водных каналов. Планы Петра были смелее планов его предшественников. Он хотел облегчить перевозку товаров и таким образом расширить торговлю.
Задумчиво водил Петр пером по карте. Но вот он решительно провел две горизонтальные линии. Одна линия соединила реку Тверцу, маленький приток Волги, с рекой Метой, впадавшей в озеро Ильмень. Другая линия прошла вдоль южного берега бурного Ладожского озера до только что построенного Петербурга. Это был план строительства каналов.
Несколько месяцев спустя линии, проведенные на карте, превратились в два длинных канала. Наконец-то Россия имела прямой водный путь от Волги до Финского залива, от Каспийского до Балтийского моря. Теперь речные суда не нужно было тащить волоком, как когда-то приходилось варягам. Петр Первый превратил мечту в действительность! Осуществилось строительство каналов.
Внутренняя и внешняя торговля в России стала быстро развиваться. На мачтах судов, стоявших на якоре в петербургской гавани, развевались флаги всех наций.