Шлюзы на Волгодонском канале
Почему возникла необходимость строительства шлюзов на Волгодонском канале?
Знаете, почему Лессепсу легче было построить Суэцкий канал, чем Панамский? В Египте рабочим нужно было выкопать только длинную «канаву». В Панаме они должны были преодолеть водораздел.
Перед Лессепсом здесь стояла такая же задача, как перед испанским механиком Турриано, который должен был поднять воды реки Тахо на высокий Альказар, (подробнее: Вода течет в гору). Такие благоприятные условия, как в Суэце, инженеры-гидротехники встречают редко.
Средне-Германский канал, например, имеющий длину 357 километров и соединяющий Рейн с Эльбой, можно сравнить со спортсменом, участвующим в соревновании в беге с препятствиями. За время пути он должен взять четыре высоких барьера: водоразделы между Рейном и Эмсом, Эмсом и Везером, Везером и Эльбой, Эльбой и Одером.
Междуречье, разделяющее Волгу и Дон, местами выше уровня Волги более чем на 100 метров. Медлительная, инертная Волга, разумеется, сама не поднимется на такую высоту. Ей должны помочь техника и человек.
Что мы делаем, когда хотим попасть из подвала на крышу? Мы поднимаемся по лестнице. Лестница - чудесное изобретение. И воде человек построил широкую лестницу. Со стороны Волги вода поднимается до высшей точки водораздела по девяти ступеням. Затем она спускается по четырем длинным ступеням вниз, к Дону.
Это и есть те 13 шлюзов, о которых упоминалось в сообщении об открытии канала. По этой лестнице могут подниматься и спускаться суда.
Устройство шлюза
Если смотреть на устройство шлюза с его высокими бетонными стенами снизу, то он напоминает горное ущелье или шахту гигантского лифта. В самом деле, шлюзы немного похожи на лифт. Как тележку с грузом вдвигают в кабину лифта, так и судно вводят в шлюз. За тележкой закрываются двери лифта, за шлюзом - большие стальные ворота. Теперь судно может подниматься.
Снизу в камеру шлюза пускают воду. Вода поднимает судно на десять метров. Итак, судно взошло на одну ступень. Впереди него открывают вторые ворота шлюза - и судно продвигается дальше, во второй шлюз. Затем ворота позади судна закрываются, камера второго шлюза наполняется водой, судно поднимается еще на 10 метров. Так оно проходит через все шлюзы, пока не достигнет самой высокой точки канала.
Затем начинается спуск. Судно входит в наполненную водой камеру шлюза; ворота позади него закрывают и начинают спускать воду. Уровень воды в камере понижается, и судно опускается. Через последний шлюз оно попадает в Дон. Итак, водяная лестница не чудо, а действительность.
Однако при этом имеется одно «но».
Чтобы наполнить шлюзы на Волгодонском канале требуются огромные массы воды. Откуда ее взять? Вы скажете: «Из реки». Но это не так просто. Реку не очень-то скоро отучишь от ее старых привычек.
Весною, когда тают снега, и осенью, в дождливое время, она не жалеет воды, расточает ее направо и налево. Летом она становится скрягой и неохотно отдает воду из своих скудных запасов. Если же отнимать ее насильно, река бесцеремонно оставит речные пароходы и буксиры на мели.
Но большие и малые реки не умеют запасать воду. Человек, который приручает реки, заставляет их разумно расходовать воду. Для этого строят плотины, создают водохранилища и искусственные моря.