Строительство Волгодонского канала
Летом 1952 года в газетах можно было прочитать следующее: «27 июля открыт судоходный канал Волга - Дон имени В. И. Ленина длиною 101 километр.
Канал имеет 13 шлюзов,13 плотин, 3 насосных станции, 9 дамб, 8 мостов, переправы, причалы и набережные. Одновременно были пущены в эксплуатацию Цимлянская ГЭС и Центральный Донской оросительный канал».
Это было уже не первое известие о больших гидротехнических сооружениях в СССР. В 1931 -1933 годах был спроектирован, построен и пущен в эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал протяженность которого 227 километров.
Велось строительство канала Москва - Волга длиною 128 километров. Этот канал соединил Москву, с Волгой. При строительстве его было вынуто грунта вдвое больше, чем при строительстве Суэцкого канала.
Строительство Волгодонского канала - это выражение сухим языком техники, но что происходило на самом деле. Если вернуться на некоторое время назад, то можно было увидеть, как инженеры в автомашинах разъезжают по дну будущего моря и производят съемку местности; как проезжают тяжелые железнодорожные составы длиной с километр, везущие одну единственную машину - шагающий экскаватор. Этот стальной гигант, за один день выполняющие работу 7000 человек.
В другом месте погружают дома на грузовики, чтобы перевезти в новый район и освободить площадь для воды. Тут же извиваются гигантские прожорливые змеи-гидромониторы, вымывающие из глубоких котлованов грунт огромными струями воды и намывающие его туда, куда нужно.
И вот настает торжественный час, о котором сообщают газеты: вода устремляется в новое русло, рыбаки вытряхивают из сетей в молодое море серебристых карпов и судаков, пассажирские суда, проезжают по территории, которая раньше была пустынной, и поднимаются по лестнице - шлюзам, чтобы выйти на широкую гладь старой Волги.
Нет, это не сон, это действительность - короткое сообщение о строительстве Волгодонского канала!
Широкая Волга и тихий Дон принадлежат к величайшим рекам Европы. Лениво нежились они в своих ложах, два старых великана. За всю свою долгую жизнь им мало пришлось трудиться. Неиспользованными выливала Волга свои воды в Каспийское море.
В районе Волгограда Дон приближается к ней на расстояние ста километров и затем поворачивает к Азовскому морю, которое соединяется с Черным морем. Дон мог бы быть притоком Волги, если бы между ними не проходил широкий водораздел. Тогда не надо было бы опасаться, что Каспийское море обмелеет. Наоборот, оно было бы переполнено.
Мечта о соединении Дона с Волгой такая же давняя, как сам город Царицын, теперь Волгоград. Об этом мечтали и варяги и Петр Великий, (подробнее: Петр Первый: строительство каналов). Теперь инженеры заставили великанов протянуть друг другу руки.
Благодаря их «рукопожатию» столица России, Москва, стала внутренним портом пяти больших морей мира. Канал Волга - Дон соединяет моря Каспийское, Черное и Азовское на юге с морями Белым и Балтийским на севере. Не сходя с парохода, мы можем из Ростова попасть в большой детский лагерь Артек в Крыму или Астрахань на Каспийском море.
На вновь созданном водном пути суда, везущие уголь с Донца, встречаются с баржами, груженными лесом с Урала и нефтью из Баку, а суда, везущие хлеб с Дона, - с новейшими трехэтажными судами, которые следуют на побережье Черного моря.
Доставка товаров становится дешевле, - ведь буксир тащит груза в 10 раз больше, чем локомотив.
Канал Волга - Дон предназначен не только для судоходства. Он входит в большую ирригационную систему, которая предназначена для орошения огромного района пахотных земель. Воды Волги и Дона дают людям хлеб и мясо, шерсть, рис и фрукты.
У плотин стоят гигантские гидроэлектростанции, которые вырабатывают дешевый электрический ток. Ток означает не только свет, радио, телевидение и кино. Электрический ток помогает колхозникам убирать урожай и молотить зерно; электродоильные аппараты заменяют доярок, электрические ножницы стригут овец.
Но прежде всего ток гидроэлектростанций должен давать энергию насосным станциям и судоподъемным механизмам Волгодонского канала. Общее количество энергии, вырабатываемое гидроэлектрическими станциями Волжской системы, составляет 11 миллиардов киловатт-часов.