Теоретические положения китайской медицины

Теория и практика в китайской медицине
Очевидно, что слабость теоретической подготовки большинства, по крайней мере значительного числа народных врачей, так же, как и наличие ряда явно нерациональных элементов в самой теории китайской медицины, не могут свидетельствовать о слабости самой теории в целом, если рассматривать ее с конкретно исторических позиций. До самого последнего времени изучалась главным образом только практическая сторона китайской медицины. Но теперь понятно, что как бы ни оценивались достоинства или недостатки теоретических положений китайской медицины, ее нужно изучать всесторонне, глубоко и критично. Только тогда можно будет говорить о действительно творческом использовании всего богатейшего наследия народной медицины Китая. Иначе и быть не должно. Отрывать теорию от практики, отдавая предпочтение второй в ущерб первой, — значит препятствовать дальнейшему развитию народной медицины. Основанная на применении главным образом лекарственных растений, так называемая народная медицина существует во многих странах мира, у многих народов.
Основные черты китайской медицины
Однако китайская медицина имеет много своеобразных, только ей присущих черт. Еще в очень далекие времена она имела законченные теоретические положения, которая впоследствии развивались, подвергаясь различным изменениям, на основе накопления данных эмпирического характера и развития ряда других наук — естественных, технических и, конечно, философских. В ходе своего развития она обогатилась более чем 20 тысячами классических трудов, (подробнее: Книги китайской медицины) представляющих изложение, и обобщение накопленного с давних времен опыта. Чтобы сделаться врачом китайской медицины, еще до нашей эры требовалось овладеть методами исследования больного, богатой фармакопеей, сложной рецептурой и дозировкой лекарственных средств, а также непременно усвоить и некоторые теоретические основы.
Философские школы китайской медицины
Наиболее ценные медицинские теории, не утратившие своего значения до наших дней, связаны с учением тех философских школ, в основе которых лежало материалистическое объяснение мира. А таких школ история китайской философии знает не мало. Среди философов древнего Китая нельзя найти, пожалуй, ни одного, который бы в своих сочинениях в той или иной степени не касался вопросов медицины. И это естественно. Натурфилософы тех времен, каждый со своих идеологических позиций, объясняя мир, объясняли и человека — его бытие, духовные и физические данные, строение и функции его организма в целом и различных органов, в частности. А рассуждая об отношении человека к обществу, человека к природе, к внешней среде вообще, эти философы уделяли много внимания таким понятиям, как жизнь и смерть, здоровье и болезнь.Учение Конфуция
Прогрессивным для своего времени было этикополитическое учение первого выдающегося философа древнего Китая Конфуция (латинизированная форма от Кон Фу-цзы) (551—479 гг. до н. э.) . Он считал, что каждый человек должен, по возможности, учиться и нравственно совершенствоваться. Призывая правителей раздробленного тогда Китая подчиниться моральному авторитету династии Чжоу, (подробнее: Медицина древнего Китая) Конфуций советовал последней заботиться об обучении народа, его воспитании в духе основного понятия этики «жень» (гуманности). Такая установка раннего конфуцианства могла оказывать на медицину весьма благотворное влияние.
Учение Мо Цзы
Много полезного почерпнули древние медики и из учения Мо Цзы (479—381 гг. до н. э.). Будучи по своему социальному происхождению сравнительно близким к народу, Мо Цзы, как и его ученики, критерием оценки всех явлений считал реальные жизненные интересы масс, выступая против расточительной жизни аристократов и всех тех, кто сам не трудится. А Сюй Син, наиболее последовательный представитель этой школы, требовал, чтобы даже правитель государства обрабатывал землю вместе с крестьянами.
- органы чувств человека,
- окружающие предметы и вещи, являющиеся объектом для этих органов,
- соприкосновение первого со вторым, в результате чего возникает ощущение.
Философское течение даосизм
К IV столетию до н. э. относится возникновение так называемой школы «отшельников», созданной разорившимися аристократами. Выразителем взглядов этой школы был Ян Чжу (395—335 гг. до н. э.), ученик которого написал книгу «Лао-цзы» (или «Дао дэ цзин»). В книге содержится резкая критика религиозных и политических воззрений, господствовавших в то время, отрицается существование бога — творца мира, выдвигается доктрина, что все происходит от «дао». На этой основе развилось широкое философское течение под названием даосизм. «Дао» рассматривается как нечто, существующее независимо от сознания человека. Основная закономерность развития, согласно этой теории, заключается в том, что вещь, достигнув определенной стадии, должна превратиться в свою противоположность.
Учение Сюнь-цзы
Много элементов материализма включало в себя учение видного конфуцианца Сюнь-цзы (298—238 гг. до н. э.). Он считал, что природа существует по своим законам. Законы морали создает не бог, а сами люди, которые должны победить не только природу, но и самих себя, чтобы от варварства перейти к цивилизации. Культуру и науки человек создает для того, чтобы поддерживать и улучшать свою жизнь. Надо ли говорить, что медицина могла найти в учении Сюн-цзы прочного союзника в борьбе со знахарством и мистицизмом!
Школа Чжоу Яня
На рубеже 3 и 2 веков существовала школа Чжоу Яня (340—305 гг. до н. э.). Ей принадлежит особая роль как в философии, так и в естественных науках, особенно медицинской. Именно эта школа сформулировала идею, что мир состоит из пяти материальных первоэлементов: воды, огня, дерева, металла и земли. Всеобщие и основополагающие, эти элементы определяют суть всего сущего, в том числе и человеческого организма, который есть не что иное, как вселенная в миниатюре.Книга Мо Аня дополнена учением «ин-ян»
Учение о пяти первоэлементах — «У-синь» было дополнено учением об «ин-ян», изложенным в книге «Хуйанань цзы» Мо Аня во 2 веке до н. э. По Мо Аню, основой вселенной является «первоначальный жизненный эфир».- Легкая и чистая его часть составляет положительное, или мужское начало («ян»).
- Тяжелая и мутная часть эфира является отрицательным, или женским, началом в природе («ин»).
- Легкое «янь» имеет склонность к расширению и разрежению, оно находится в непрерывном движении, стремится вверх.
- «Ин», как более тяжелое, склонное к сгущению, обнаруживает стремление спускаться вниз.

Теоретические положения китайской медицины о кровеносной системе
Интересны теоретические положения китайской народной медицины о кровеносной системе. Заинтересовавшись анатомией очень давно (легенда говорит о том, что Ши Хуанди — первый император Китая приказал произвести вскрытие и подробно описать внутреннее строение трупов 30 казненных; и это произошло в 3 тысячелетии до н. э.), китайские медики за много веков до европейцев записали в своих книгах следующее:сосуды сообщаются между собой по кругу, у них нет ни начала, ни конца... кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно, а сердце господствует над кровью.Они не только делили сосуды на:
- артерии («Ти-май»),
- вены («Ло май»),
- капилляры («Сун май»),

- сердце,
- печень (с пищеварительным трактом),
- селезенка,
- легкие,
- почки.
Психика и тело жизнедействуют одновременно и неотделимо одно от другого» — указывается в «Ней-цзин».Китайские медики издавна признавали связи внутреннего и внешнего, целого и части, морфологического и функционального, соматического и психического. Вот почему они очень давно начали уделять внимание роли психической травмы в патологическом процессе.
Пять первоэлементов
Но вернемся к пяти первоэлементам. Воздух, вода, огонь, металл и дерево, составляющие организм вообще, оказывали ведущее влияние на главные органы, которых позже уже насчитывали 10 — две группы по пять.Число «пять» вообще играет заметную роль в китайской философии древности. Так, насчитывалось 5 планет (Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий). В памятнике эпохи Чжоу «Чунцю» имееется запись за 611 г. до н. э. о движении кометы в созвездии Большой Медведицы. Там же под годом 720 до н. э. есть запись, очевидно, первая в мире, о солнечном затмении. Звездный каталог Ши Шеня (4 век до и. э.) с описанием 800 звезд— самая древняя из дошедших до нас подобных книг. Китайцы считали, что существует 5 стран света — восток, запад, север, юг и срединная (последней именовалась Ханськая империя). Они знали 5 основных цветов — белый, желтый, красный, черный, зеленый, а также 5 вкусов — сладкий, кислый, горький, острый и соленый.Итак:
- Первая из этих групп та, в которой преобладает «влажность», женское начало «ин». Это сердце, печень, почки, легкие и селезенка.
- В других пяти преобладает «жизненная теплота», мужское начало — «ян». Это малые и большие (тонкие и толстые ) кишки, желудок, желчный пузырь и мочевой пузырь с мочеточниками.
- Сердце считалось связанным с тонким кишечником, родственным югу, полудню, лету, «огню»;
- легкие связывались с толстым кишечником и считались родственными западу, вечеру, осени и «металлу»;
- почки, связанные с мочевым пузырем и мочеточниками, были родственны северу, ночи, зиме, «воде»;
- печень считалась связанной с желчным пузырем и родственнной зениту, последним 18 дням каждого сезона, «земле» и т. д.
Причины возникновения болезней
Вот где ключ к пониманию причин возникновения болезней (этиологии) болезней китайской медицины. Болезни считаются, как уже говорилось, происходящими от преобладания одного из первоэлементов, нарушения их общего равновесия и гармонии. А причинами этого, в свою очередь, о чем указывалось, например, в учении философов-«отшельников», бывают погрешности в диете или чрезмерное напряжение. Так, избыток «огня» приводит к расстройству, главным образом, сердца, избыток «воды» — к болезням почек и т. д.
Теоретические положения о факторе сезонности
Особая роль в возникновении болезней отводится фактору сезонности. В течение тысячелетий утверждались теоретические положения, что происхождение всех болезней находится в зависимости от климатических условий, соответствующих тем или иным временам года. Классифицируя таким образом отдельные болезни человека, медики Китая выделяли патологические состояния свойственные:- весеннему периоду — болезни воспалительного характера;
- летнему периоду — болезни кожи и желудка;
- осеннему и зимнему — поражения дыхательных путей.

что к возникновению болезни может привести неравновесие шести «Ци» («напоминающие воздух») — ветра, холода, сырости, сухости, жары, влаги, иначе говоря, изменения в погоде.
Выдающийся инфекционист У Ю-син
Еще древние китайские философы-материалисты утверждали, что неподвижность означает смерть живого. В период правления иноземной династии Цин происходило именно такое медленное, но безостановочное умирание богатой древнейшей культуры. Но и в эти, поистине трагические для Китая времена китайская нация дала миру еще одного ученого, оставившего значительный след в медицинской науке. Речь идет о выдающемся инфекционисте середины 17 столетия У Ю-сине, известном также под именем У Ю-кэ. Уже в одной из первых своих работ, посвященной крупной эпидемии холеры в провинции Хебей в 1642 г., У Ю-синь пытался выяснить причины, вызывающие инфекционные заболевания. Он считал, что в определенное время года активизируются «вредные невидимые частицы» — «и-чи», которые, попадая в организм человека, поражают его, а затем, «переходя от человека к человеку», вызывают тяжелые эпидемии. Эти положения, предвосхитили теорию о существовании патогенных микроорганизмов и механизме их передачи через контакт больного со здоровым. Развивая свою теорию дальше, У Ю-синь в знаменитом труде «Вэнь и лунь» пришел к еще одному выдающемуся открытию. Он писал:Эпидемические болезни наступают также в результате действия ветра.Но «ветер» ученый понимал в данном случае не как метеорологическое явление, а как средство переноса «и-чи». Невидимые, отмечал он, они проникают в организм через кожу, легкие или желудок и вызывают болезненное состояние. После проникновения «вредных частиц (телец)» в организм начинается борьба последнего с «и-чи», и период такой борьбы как раз и является периодом болезни. Исход ее зависит от соотношения сил «борющихся сторон», соотношения, которое может быть изменено в пользу организма своевременным и правильным лечением. У Ю-синь ввел в медицину новое определение — «ли-чи», что означает «очень злые», болезнетворные начала, также вкладывая в это определение значение, соответствующее современной теории патогенности. Так, силой своего ума и наблюдательности китайский ученый прозрел существование «микроорганизмов» — возбудителей болезни еще до открытия Левенгуком микроскопа, опередив инфекционистов Запада по крайней мере па 200 лет. Говоря о вкладе У Ю-синя в теорию китайской медицины, нужно упомянуть еще об одном важном обстоятельстве. В своих трудах автор успешно критиковал ставшие традиционными положения, содержавшиеся в каноне «Нэйцзин», где в трактовке причин болезней допускались идеалистические концепции. В противовес этому У Ю-синь придавал большое значение в этиологии болезней таким факторам внешней среды, как климат, температура воздуха, его влажность, чистота, состав и качество воды.

Теоретические учения о патологических процессах
Здесь уместно сказать, что изучением патологических процессов начали заниматься в Китае очень давно. Бянь Цюэ — знаменитый медик 5 столетия до н. э. считал, что болезнь в своем развитии проходит четыре этапа:- первый этап, когда болезнь находится в коже,
- второй — она переходит в кровеносное русло,
- третий — болезнь концентрируется в желудке и кишечнике,
- четвертый — она проникает уже в самую глубину организма — в «костный мозг»,
- последний этап соответствовал состоянию, когда болезнь оказывалась уже неизлечимой.

Теоретические представления о симптомах болезней
По характеру симптомов болезней китайские врачи, исходя из своих теоретических представлений, также делили их на четыре группы:- с мужским синдромом («ян»);
- женским синдромом («ин»);
- полными синдромами («ши»);
- с так называемыми «пустыми» синдромами («сюй»).
- болезни группы «ян» протекают остро, бурно, симптомы их ярко выражены;
- болезням второй группы «ин» свойственно хроническое вялое течение, при нерезко выраженных симптомах;
- для болезней группы «ши» характерна хорошая реактивность, сопротивляемость организма,
- заболевания группы «сюй», наоборот, отличаются ослабленной «пустой» реакцией организма.
Рейтинг:
/5 -
голосов
Комментарии ()