Буддизм в китайской медицине

К началу 1 века н. э. в Китай из Индии проникает буддизм. Между ним и господствующей религией того времени - даосизмом начинается острая борьба. Будучи значительно более реакционным, чем основанный на китайской философии даосизм, буддизм в китайской медицине сыграл прогрессивную роль в том смысле, что он принесло с собой много полезного из древней индийской медицины. Буддизм Буддизм в китайской медицине

Буддийская религия

Представители буддийской религии видели в медицине могучее средство привлечения на свою сторону широких масс народа, стремились доказать, что именно они обладают настоящими «секретами изгнания болезней и продолжения жизни». В такой обстановке медицина сделала значительные успехи.

И до этого бывшая обширной, Китайская медицинская литература обогатилась, благодаря переводу многих индийских книг на китайский язык буддийскими монахами. И если до этого времени теория медицины исходила из учений об «ин-ян» и «у-син», то с 3 века она пополнилась учением о «четырех больших». Так именовались четыре основные буддийские субстанции:

  1. Земля,
  2. Вода,
  3. Огонь,
  4. Ветер,

равновесием и гармонией которых определялось нормальное течение жизненных процессов, а их нарушение могло вызвать болезнь. Причем считалось, что каждый элемент при его избытке или недостатке способен причинить 101 болезнь, а поэтому всех недугов в те временна насчитывалось 404. Буддийские субстанции Четыре основные буддийские субстанции

Восприняв теорию буддизма, китайский медик Тао Хун-цзин, (подробнее: Книги китайской медицины) в 500 г. составил «Рецептурный справочник», с описанием 404 рецептов от такого же числа болезней.

На основании положения о «четырех больших» строили медицинские теории также Сунь Си-мяо - автор 60-томных «Ценнейших рецептов», специалист по педиатрии, гинекологии, иглотерапии, и Ван Тао - известный диагност и терапевт, (подробнее: Развитие китайской медицины).

Буддийская философия

На основе буддийской философии возник и ряд гигиенических принципов китайской медицины. В период раннего средневековья (согласно традиционной периодизации - в период династии Суй и Тан) китайские врачи придавали особенно большое значение в профилактическом отношении правильному образу жизни, от которого зависит гармоническое умственное и физическое развитие человека.

Это положение неустанно подчеркивалось всеми медиками - и буддистами, и даосистами, и конфуцианцами, и атеистами.

Оно главной темой проходит через труды всех сколько-нибудь известных авторов, не говоря уже о таких, как Хуа То - создателя классической системы лечебной гимнастики; Ван Шу-хэ - рьяного пропагандиста умеренности, (подробнее: Развитие китайской медицины); Ван То - классика в области диететики, (подробнее: Китай в 19 веке), и многих других.

И если говорить о сосредоточении внимания на вопросах гигиены и профилактики именно в периоды Суй и Тан, то объяснением этому служит наличие весьма благоприятных для развития профилактического направления исторических условий: объединение страны и заметный расцвет на этой основе экономики и культуры.

Как раз в это время открываются первые больницы, создаются лепрозории, обнародуются для всеобщего пользования важнейшие рецепты, благоустраиваются города и т. д. Умственное развитие в ущерб физическому ведет к различным ненормальным явлениям, что проявляется, например, в безнравственности.

Гармоничное развитие человека

Гармоничное развитие человека понимается как правильное функционирование и главным образом питание организма в целом и всех его частей в отдельности. А расстройство питания возникает часто у лиц, ведущих предосудительный образ жизни, - лицемеров, клеветников, распутников, пьяниц и т. д.

Со всеми этими пороками можно бороться. Опуская ряд теоретических построений, из которых следует, например, что воровство есть результат расстройства функции желчеобразования (какой отход от более ранних собственно китайских философских теорий!), укажем только на некоторые, довольно рациональные предписания общего порядка. Такие из них, как требования не утруждать, но и не давать бездействовать шести чувствам:

  • зрение,
  • слух,
  • вкус,
  • обоняние,
  • осязание,
  • шестое чувство, по буддийским представлениям, - «чувств полного морального и физического удовлетворения». Оно иногда трактовалось как чувство полового наслаждения,

во всем, соблюдать меру и осторожность, не поддаваться страстям, а особенно сообразовываться с временами года в образе жизни, пище, жилье, одежде, придерживаться безусловной чистоты своего тела и своего окружения - имели весьма широкое распространение.

В теориях сторонников буддизма отводилось особое место пяти чувствам, только благодаря которым осуществляется связь с внешним миром. Чувства эти, как указывалось, нужно воспитывать и беречь. Пять чувств Пять чувств - осуществляют связь с внешним миром

Так, усиление света и тепла, так же как и чрезмерное их ослабление, отрицательно сказываются на зрении. Неумение приспособиться к пространству-или слишком обостряет слух и надрывает голос или, наоборот, притупляет слух и ослабляет голос. Кто не уделяет внимания состоянию кожи и слизистых покровов, тот не умеет приспособиться к изменениям температуры.

А при ослаблении ощущения и осязания или при чрезмерной их болезненной обостренности человек подвергается различным расстройствам питания. Кто употребляет воду плохого качества, тот не в состоянии предохранить свой организм от расстройств. Обоняние развивается при воздействии почвы и растительного царства, благодаря различным запахам трав. Отсюда делается заключение о пользе сельскохозяйственного труда.

Труд важный фактор

Труд вообще рассматривается как один из важных факторов. Но имеется в виду не всякий, а «разумный труд» - тот, который соответствует состоянию данного индивидуума. В понятие «разумный» входит как физический, так и умственный труд. Умственный труд "Разумный" труд - как один из важных факторов

Физический труд только тогда полезен, когда он целесообразен в широком смысле слова и совершается на открытом воздухе. Из всех видов труда наиболее полезен сельскохозяйственный. В нем заложены и элементы воспитания, он наиболее просто и ощутимо обеспечивает земледельца и его семью продуктами питания.

Земледельцы более всего сочувствуют ближним, ценят время, следят за сменами времен года и понимают природу. Они не только здоровее сами, но и лучше постигают тайны врачебной науки.

Рейтинг: 3/5 - 2 голосов