Буддизм в китайской медицине

К началу 1 века н. э. в Китай из Индии проникает буддизм. Между ним и господствующей религией того времени — даосизмом начинается острая борьба. Будучи значительно более реакционным, чем основанный на китайской философии даосизм, буддизм в китайской медицине сыграл прогрессивную роль в том смысле, что он принесло с собой много полезного из древней индийской медицины.

Буддизм
Буддизм в китайской медицине

Буддийская религия

Представители буддийской религии видели в медицине могучее средство привлечения на свою сто­рону широких масс народа, стремились доказать, что именно они обладают настоящими «секретами изгнания болезней и продолжения жизни».

В такой обстановке медицина сделала значительные успехи. И до этого бывшая обширной, Китайская медицинская ли­тература обогатилась, благодаря переводу многих индийских книг на китайский язык буддийскими монахами.

И если до этого времени теория медицины исходила из учений об «ин-ян» и «у-син», то с 3 века она пополни­лась учением о «четырех больших». Так именовались че­тыре основные буддийские субстанции:

  1. Земля,
  2. Вода,
  3. Огонь,
  4. Ветер,

равновесием и гармонией которых опреде­лялось нормальное течение жизненных процессов, а их нарушение могло вызвать болезнь. Причем считалось, что каждый элемент при его избытке или недостатке спо­собен причинить 101 болезнь, а поэтому всех недугов в те временна насчитывалось 404.

Буддийские субстанции
Че­тыре основные буддийские субстанции

Восприняв теорию буддизма, китайский медик Тао Хун-цзин, (подробнее: Книги китайской медицины) в 500 г. составил «Рецептурный справочник», с описанием 404 рецептов от такого же числа болезней.

На основании положения о «четырех больших» строили меди­цинские теории также Сунь Си-мяо — автор 60-томных «Ценнейших рецептов», специалист по педиатрии, гинекологии, иглотерапии, и Ван Тао — известный диагност и терапевт, (подробнее: Развитие китайской медицины).

Буддийская философия

На основе буддийской философии возник и ряд гигиени­ческих принципов китайской медицины. В период ран­него средневековья (согласно традиционной периодизации — в период династии Суй и Тан) китайские врачи придавали особенно большое значение в профи­лактическом отношении правильному образу жизни, от которого зависит гармоническое умственное и физическое развитие человека.

Это положение неустанно подчеркивалось всеми медиками — и буддистами, и даосистами, и конфуцианцами, и атеи­стами. Оно главной темой проходит через труды всех сколько-ни­будь известных авторов, не говоря уже о таких, как Хуа То — создателя классической системы лечебной гимнастики; Ван Шу-хэ — рьяного пропагандиста умеренности, (подробнее: Развитие китайской медицины); Ван То — классика в области диететики, (подробнее: Китай в 19 веке), и многих других.

И если говорить о сосредоточении внимания на вопросах гигиены и профилактики именно в периоды Суй и Тан, то объясне­нием этому служит наличие весьма благоприятных для развития профилактического направления исторических условий: объединение страны и заметный расцвет на этой основе экономики и культуры.

Как раз в это время открываются первые больницы, создаются леп­розории, обнародуются для всеобщего пользования важнейшие ре­цепты, благоустраиваются города и т. д.

Умственное развитие в ущерб фи­зическому ведет к различным ненормальным явлениям, что проявляется,  например,  в  безнравственности.

Гармоничное развитие человека

Гармоничное развитие человека понимается как правильное функционирование и главным образом питание организ­ма в целом и всех его частей в отдельности. А расстрой­ство питания возникает часто у лиц, ведущих предосу­дительный образ жизни, — лицемеров, клеветников, рас­путников, пьяниц и т. д. Со всеми этими пороками мож­но бороться.

Опуская ряд теоретических построений, из которых следует, например, что воровство есть результат рас­стройства функции желчеобразования (какой отход от более ранних собственно китайских философских тео­рий!), укажем только на некоторые, довольно рациональ­ные предписания общего порядка.

Такие из них, как требования не утруждать, но и не давать бездейство­вать шести чувствам:

  • зрение,
  • слух,
  • вкус,
  • обоняние,
  • осязание,
  • шестое чувство, по буддийским представлениям, — «чувств полного морального и физического удовлетворения». Оно иногда трактовалось как чувство полового наслаждения,

во всем, соблюдать меру и осто­рожность, не поддаваться страстям, а особенно сообра­зовываться с временами года в образе жизни, пище, жилье, одежде, придерживаться безусловной чистоты своего тела и своего окружения — имели весьма широ­кое распространение. 

В теориях сторонников буддизма отводилось особое место пяти чувствам, только благодаря которым осу­ществляется связь с внешним миром. Чувства эти, как указывалось,  нужно воспитывать  и беречь.

Пять чувств
Пять чувств — осу­ществляют связь с внешним миром

Так, усиление света и тепла, так же как и чрезмерное их ослабле­ние, отрицательно сказываются на зрении.

Неумение приспособиться к пространству—или слишком обостряет слух и надрывает голос или, наоборот, притупляет слух и ослабляет голос. Кто не уделяет внимания состоянию кожи и слизистых покровов, тот не умеет приспособить­ся к изменениям температуры.

А при ослаблении ощуще­ния и осязания или при чрезмерной их болезненной обо­стренности человек подвергается различным расстройст­вам питания. Кто употребляет воду плохого качества, тот не в состоянии предохранить свой организм от рас­стройств.

Обоняние развивается при воздействии почвы и растительного царства, благодаря различным запахам трав. Отсюда делается заключение о пользе сельскохозяйственного труда.

Труд важный фактор

Труд вообще рассматривается как один из важных факторов. Но имеется в виду не всякий, а «разумный труд» — тот, который соответствует состоянию данного индивидуума. В понятие «разумный» входит как физи­ческий, так и умственный труд.

Умственный труд
«Разумный» труд — как один из важных факторов

Физический труд только тогда полезен, когда он целесообразен в широком смысле слова и совершается на открытом воздухе. Из всех видов труда наиболее полезен сельскохозяйствен­ный. В нем заложены и элементы воспитания, он наибо­лее просто и ощутимо обеспечивает земледельца и его семью продуктами питания.

Земледельцы более всего сочувствуют ближним, ценят время, следят за сменами времен года и понимают природу. Они не только здоро­вее сами, но и лучше постигают тайны врачебной науки.

 

Получать интересное на почту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *