Лечение китайской медициной

Мнения историков совпадают в том, что лечение китайской медициной отмечено еще в эпоху первобытно-общинного строя. Подтверждение этому положению археологи  находят в древнейших памятниках материальной культуры Китая, и  в преданиях этой страны.

Лечение китайской медициной
Лечение китайской медициной

Врачевание в Китае

Легендарный Фуси, чье царствование предположительно относится к началу 3 тысячелетия до нашей эры, согласно легенде,

познал движение небесных светил, определил мужское и женское начало «ян» и «ин», придумал письмена, научил строить здания, делать гробы и склепы. Он первый познал чередования и свойства четырех времен года, уразумел, что холод зимой и жара летом могут вредить, и поэтому научил людей, как поддерживать свой внутренний жизненный воздух и кровь, советовал воздерживаться от всяких излишеств, употреблять пищу и питье осторожно, в меру. Он научил людей лечить болезни посредством употребления лекарств, а также первым необходимым правилам гигиены и питания.

Так же имеются данные о том, что врачевание в Китае было известно китайцам уже в эпоху матриархата и представляет наиболее древний раздел их медицины. В то же время врачевание является и наиболее разработанной областью медицины, так как оно требует приложения всех теоретических построений. Для лечения нужны основы диагностики, наблюдения и обобщения фармакологического характера. Прежде чем перейти к изложению методов лечения, следует хотя бы вкратце изложить общие принципы лечебной практики медицины древнего Китая:

 

Взаимосвязь внешней среды с состоянием человеческого организма

Первым по своей значимости и универсальности является принцип взаимосвязи внешней среды, условий жизни с состоянием человеческого организма. Жизнь человека, говорят классики китайской медицины, протекает в определенных условиях. От них зависит и благополучие и здоровье. В них следует искать и причины болезни, а также средства борьбы с ней. Это по существу своему материалистическое положение получило своеобразную трактовку уже в наиболее древних народных преданиях, повествующих о происхождении мира.

Взаимосвязь внешней среды с состоянием человеческого организма
Взаимосвязь внешней среды с состоянием человеческого организма

Поскольку небо было чистым,

— говорится в «Книге перемен», —

а земля плодоносной, первым людям хватало пищи, дышали они чистым воздухом, селения были редки, повсюду царил покой, и поэтому никто не знал тогда болезней.

Несмотря на наивность подобных объяснений, они весьма интересны.

Легенда говорит, что фантастический герой—«великий мастер» Пан-Гу (отнюдь не бог или святой дух), сотворивший вселенную, жил 17 тыс. 200 лет, а обычные люди доживали тогда до 200 лет.
Болезни, свидетельствуют те же предания, появились, когда земля начала истощаться, воздух загрязнился вредными испарениями в результате чрезмерной скученности людей, войн, междоусобий, голода.

Принцип строгой индивидуализации лечения

Выдвигается принцип строгой индивидуализации лечения. Все разнообразие явлений окружающей среды — время суток и года, всевозможные климатические и метеорологические условия — воздух, которым человек дышит, пища и питье, которые он употребляет, жилище, в котором живет, — как и данные внутреннего характера (наклонности и темперамент, возраст и пр.), должно приниматься во внимание.
( Китайские климатологические термины своеобразны. Один из них — «фынь-шуй» означает «воздух-вода», другой — «шуй-ту» — земля-вода». В этих определениях отражено значение для человека воздуха, земли и воды.)
Этого правила китайская медицина придерживается на протяжении всей своей истории. И рациональность его не подлежит никакому сомнению.

Практическое применение данного принципа можно охарактеризовать так:

При одной и той же болезни у разных людей не могут применяться полностью одни и те же лечебные средства, одинаковые дозы лекарств, каждого необходимо лечить по-своему.  Лечение китайской медициной имеет основное правило:

Нужно учитывать все симптомы болезни.

Индивидуальность каждого больного

Индивидуальность каждого больного прежде всего проявляется особой симптоматикой его заболевания. В то же время каждый симптом имеет свое происхождение (свой патогенез). По мнению основных авторитетов китайской медицины, симптоматическое лечение больше всего соответствует требованиям индивидуализации лечебного процесса, следовательно оно патогенетично. Сколько бы ни изменялись симптомы, столько же нужно менять и лечебные назначения. По этой причине лекарства прописываются не более, чем на три дня, а при ряде заболеваний этот срок сокращается до двух и даже до одного дня.

Лечение китайской медициной. Комплексность терапии

Сочетая симптоматическое лечение во всех возможных случаях с воздействием и на причину болезни, врачи китайской медицины всегда придерживаются комплексности терапии. Состоит она как в одновременном применении различных методов (лечебный режим, диета, гимнастика, массаж, чженьцютерапия и т. д.), так и в назначении такого сочетания лекарственных препаратов, которое обеспечивало бы воздействие на основную и на побочные причины заболевания.

Комплексность терапии
Комплексность терапии в китайской медицине

Все это позволяет с совершенно иной точки зрения оценивать непривычную для нас громоздкость комплексов китайской медикаментозной терапии. Десятки, ингредиентов какого-либо китайского лекарства — еще не доказательство беспомощного эмпиризма, как утверждали некоторые исследователи.

Это является в какой-то степени практическим выражением принципа комплексности в лечении и основано на установленном опытным; путем синергизме тех или иных лекарственных средств.

 Понятие «лекарство» в китайской медицине

Понятие «лекарство» китайские медики трактуют очень широко. Им может называться все

существующее в мировом пространстве, включая сюда и само пространство, если только организм нуждается в нем.

В пустыне, говорят они, умирают от жажды, и нет там лучшего лекарства, чем обычная вода; в снегах Гималаев люди погибают от холода, и наиболее эффективно в этом случае тепло.

Гималаи
Горы Гималаи

Последовательность, целеустремленность в проведении лечебных мероприятий

Последовательность, целеустремленность в проведении лечебных мероприятий, которые, кроме только экстренных случаев, не должны осуществляться поспешно,— вот еще один принцип китайской медицины. Исходят при этом из двух основных весьма рациональных положений:

  1.  Главная роль в борьбе с болезнью принадлежит самому организму, а все лечебные средства и методы призваны лишь помочь ему в этом, следовательно, не нужно подменять защитные силы организма, лишать его времени и возможности мобилизовать их (по этой причине к хирургическому вмешательству рекомендуется прибегать при крайней необходимости).
  2. Врач может принять решение только на основе размышления над всеми имеющимися у него данными, собранными всеми доступными ему средствами. Лишь в этом случае он начнет лечение с должной подготовкой. Иначе, гласит китайская мудрость, медик уподобится человеку, «пускающему стрелы в темноте». Не случайно китайские национальные врачи, прежде чем поставить диагноз и назначить лечение, как правило, уединяются для так называемой «внутренней беседы» и проверки своих предположений по различным книгам.

 

Вера больного как в предписываемое ему, так и в самого врача

И еще один весьма интересный принцип лечения. Речь идет о вере больного как в предписываемое ему, так и в самого врача. Задача последнего заключается в том, чтобы вызвать у своего пациента активное стремление к выздоровлению. А для этого

слова врача должны соответствовать его поступкам и действиям.

Как видим, лечение китайской медициной во многом соответствует современным взглядам, это ключ к пониманию основных лечебных методов, практических приемов и средств, которыми врачи Китая пользуются в течение тысячелетий.

 

Subscribe

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *