Развитие китайской медицины

Во второй половине второго века происходит дальнейшее развитие китайской медицины, в частности медицинских управлений при императорских дворах. Теперь они насчитывали 317 специалистов, среди которых 293 врача всех основных специальностей, в том числе и, пожалуй, единственная в Китае, женщина-врач Чунь Юй-янь — акушер-гинеколог.

Развитие китайской медицины
Развитие китайской медицины

Медицинское управление

Комплектуя свои штаты из числа лучших медиков путем отбора на специальных экзаменах, такое медицинское управление не только обслуживало императора и его приближенных, но и вело определенную работу по проверке знаний и установлению квалификационных категорий народных врачей. Оно же в какой-то мере осуществляло и контроль за их деятельностью в крупнейших городах. Здесь проводилось и редактирование важнейших медицинских книг. А эта работа приобретала особенно важное значение в то время и вот почему:

В 105 г. Цай Лунь из тряпья и древесной коры получил материал, которому суждено было остаться незаменимым до наших дней.

Изобретение бумаги

Китайский ученый подарил человечеству бумагу (Цо-чень — «бумага из бамбука» и Му-чень — «бумага из дерева» употреблялись уже в 4 веке до н. э. А, примерно, в I веке до н. э. была изобретена хаши — «бумага из шелка». Для этого коконы шелковичного червя превращали в волокнистую массу, которая затем выливалась тонким листом. Но бумага из шелка (хаши) была, конечно, слишком дорога, чтобы стать широко доступной. В поисках более дешевого материала для ее изготовления Цай Лунь остановился на другом сырье волокнистой структуры. Он использовал во время первых своих попыток найти заменитель хаши кору деревьев, тряпки и старые рыболовные сети В 105 г. ему удалось создать «Цай хао-чжи» — «бумагу чиновника Цай» — именно то, что почти в неизменном виде обошло все страны мира и дошло до наших дней.

Изготовление бумаги из бамбука
Изготовление бумаги из бамбука

Это открытие имело поистине революционное значение для развития культуры. Книга из бумаги стала носителем прогресса, доступного широким кругам населения. Книге во многом обязана своим дальнейшим развитием и китайская медицина.

Период Троецарствия

В период Троецарствия, (подробнее: Врачи китайской медицины) продолжаются непрерывные войны между княжествами Вэй, Шу и У. Частые вторжения гуннов за каких-нибудь 60 лет повергли страну в состояние глубокого экономического упадка. Ирригационные сооружения разрушались, поля запустели, были сожжены и разграблены многие города, нарушены традиционные торговые связи. Все это сказалось и на состоянии медицины, которая к тому же вскоре оказалась под сильным влиянием буддизма. Буддийские монахи появились в Китае еще до начала нашей эры и в первые ее века. Они принесли сюда и некоторые медицинские знания. На китайский язык ими было переведено много книг индийских врачей.

Роль буддизма в развитии медицины

Подобная активность объясняется тем, что в борьбе с даосизмом буддизм стремился, развивая медицинскую деятельность, привлечь на свою сторону народные массы. Соперничество за право распоряжаться душой верующего выливалось в соперничество и за «изгнание болезней» из его тела.

Медицинские теории буддизма

В противоположность национальному китайскому учению о двух противоположных началах «ин» и «ян», (подробнее: Теории китайской медицины) и пяти первоэлементах — «У-син» буддизм основывал свои медицинские теории на учении о «четырех больших», согласно которому мир состоит из четырех основных субстанций — земли, воды, огня и ветра. Их соотношением и взаимодействием объяснялось состояние человеческого организма: равновесие «четырех больших» определяло состояние здоровья, а его нарушение вызывало болезнь. При этом возможные отклонения одного из четырех «больших» влекли 101 болезнь, что в сумме давало число 404.

Четыре основные субстанции мира согласно буддизму
Четыре основные субстанции мира согласно буддизму

Авторы медицинских книг

Несколько забегая вперед, скажем, что под это количество подводились впоследствии данные некоторых авторов медицинских книг.

Тао Хуп-цзинь

Тао Хуп-цзиня, составил в 500 г. книгу «404 рецепта».

Сунь Сы-мяо

По этому же пути пошел и Сунь Сы-мяо (живший в конце 6 и начале 7 веков врач Сунь Сы-мяо известен своим классическим описанием таких болезней, как гемералопия, бери-бери и рахит. Он предложил лечить «куриную слепоту» препаратами из печени животных. В книге «Ценнейшие рецепты» (или «Тысяча золотых рецептов»), насчитывавшей 60 томов, им описано лечение многих женских и детских болезней, отравлений. Отдельная глава посвящена методике иглоукалывания и прижиганий, автор книги «Ценнейшие рецепты», и Ван Тао, автор труда по диагностике и терапии ряда болезней.

Сунь Сы-мяо - известен классическим описанием таких болезней, как гемералопия, бери-бери и рахит
Сунь Сы-мяо — известен классическим описанием таких болезней, как гемералопия, бери-бери и рахит

Ван Шу-хэ

Ван Шу-хэ, живший в период Троецарствия, творил еще до того, как мистические идеи буддизма о бренности тела и бессмертии духа, переселяющегося в другую оболочку, были восприняты представителями даосизма и получили широкое распространение.

 

Выходец из семьи императора Чжоу Сянь-вана из династии Чжоу, Ван Шу-хэ известен как крупный медицинский чиновник, автор большого классического труда о пульсе. Будучи глубоко и всесторонне образованным для своего времени человеком, он хорошо изучил все данные, которыми в то время располагала медицина в области практики и теории. Состоя на службе в качестве государственного медицинского чиновника, Ван Шу-хэ придавал большое значение предупреждению заболеваний и, в частности, горячо отстаивал точку зрения, согласно которой большинство болезней представителей господствующего класса имело причиной излишества в еде.

Ван Шу-хэ - автор большого классического труда о пульсе
Ван Шу-хэ — автор большого классического труда о пульсе

Он придавал также большое значение укреплению организма, а поэтому предлагал целые системы мероприятий для закалки организма. Много работал Ван Шу-хэ также в области усовершенствования методов диагностики, в частности, методов исследования пульса, что послужило основой большого классического труда о «пульсовой диагностике», состоящего из десяти томов, разделенных на 98 глав. Обобщив в этом произведении все известное до него о пульсе, он внес многие данные из личных наблюдений и исследований.

Труд этот, появившийся в 280 г. и называвшийся «Мэй-тин», в последующие периоды, послужил источником для перенесения учения о пульсе в другие государства, в частности, в 541 г. — в Корею, в 562 г. — в Японию; в XI веке знаменитый Абу Али ибн Сина использовал это произведение при изучении разновидностей пульса и включил данные из него в свой знаменитый «Канон врачебной науки». Из 48 видов пульса, описанных им, 35 упомянуты в трудах китайских авторов, и Авиценна заимствовал их оттуда.

Сведения о пульсе проникли из Китая в Индию, где первые упоминания о характере пульса, о роли «пульсовой диагностики» появляются в 8 веке в медицинских книгах Шаэнгадра.

Труды Ван Шу-хэ о пульсе явились первоначальным источником для китайских (и не только китайских) ученых по этому вопросу. Все они базировались на данных Ван Шу-хэ, а многие главным образом только разрабатывали идеи, изложенные в «Мэй тин».

Небезынтересно отметить, что историки высоко ценят заслуги Ван Шу-хэ в сохранении для последующих поколений знаменитого труда Чжан Чжун-цзиня «Шан хань лунь». Единственный экземпляр этой древнейшей книги о лихорадочных заболеваниях составлял собственность Ван Шу-хэ, который размножил ее и предоставил возможность пользоваться ею медикам разных провинций, вопреки существовавшему тогда обычаю.

Хуан Фу-ми

Дальнейшей разработке оригинального китайского метода лечения иглоукалыванием и прижиганием посвятил себя другой выдающийся медик периода Троецарствия — Хуан Фу-ми. Родился он в 215 г., умер в 282 г. нашей эры. Являясь современником Ван Шу-хэ, он происходил, в противоположность последнему, из бедной крестьянской семьи, жившей в уезде Линтэ, провинции Каншу.

Хуан Фу-ми - разрабатывал китайский метод лечения акупунктурой и прижиганием
Хуан Фу-ми — разрабатывал китайский метод лечения акупунктурой и прижиганием

Он еще в начале своей деятельности заинтересовался акупунктурой (иглотерапией) и прижиганием, тщательно изучил и обобщил все, что было известно об этих методах терапии до 3 века. Значительным стимулом для изучения чженьцю («чженьцю» — так можно передать произношение иероглифов, обозначающих метод иглоукалываний («чжень») и прижиганий («цю»), оказалось какое-то хроническое заболевание самого Хуан Фу-ми, которое он лечил методами, рекомендованными даосскими монахами; но это лечение лишь усилило страдания, и тогда Хуан, занявшись еще более углубленно изучением национальной медицины, и испытал на себе действие метода чженьцю.

В результате тщательного изучения чженьцю Хуан Фу-ми написал свою знаменитую работу об этом методе под названием «Тя и тин». Труд Хуан Фу-ми «Тя и тин» был высоко оценен как его современниками, так и медиками последующих поколений. «Тя и тин» являлся основным литературным источником при изучении акупунктуры и прижигания, на основании данных из нее производились дальнейшие исследования в этой области. Книга была использована в 265 году китайским врачом Дзе Ценом для распространения метода акупунктуры и прижиганий в Японии. Японские медики высоко оценили как труд Хуан Фу-ми, так и сам этот метод терапии.

Имя Хуан Фу-ми было весьма популярно в Китае, и историки отмечают в биографии ученого, что император Цин У-ти неоднократно приглашал его занять должность медицинского чиновника при дворе, но Хуан отказывался от этой высокой чести, оставаясь жить и работать в своей деревне, где и умер на 68 году жизни.

Династия Цзинь

Пришедшая в 280 г. на смену Троецарствию в результате победы княжества Вэй над Шу и У династия Цзинь оказалась недолговечной. Попытки ее создателя Сыма Яня укрепить государственную собственность на землю вызвали сопротивление со стороны крупных феодалов, которые не были заинтересованы в строгой регламентации наделов, барщины и податей. Внутренними раздорами воспользовались западные соседи Китая. В междоусобной борьбе княжества часто прибегали к помощи гуннов, сяньби и тибетских племен. В 312 г. пал Лоян — первая столица империи Цзинь, а через пять лет и вторая — Чанань. Остановить кочевников китайские войска смогли только на реке Янцзы, южнее которой в 317 г. образовалось государство Восточных Цзиней.

В связи с завоеванием северных провинций сяньбийскими племенами тоба культурный центр Китая, начиная с четвертого века, переместился из бассейна реки Хуанхэ в бассейн реки Унцзыцзян.

Великий фармацевт и медик Гэ Хун

В районе ее нижнего течения жил и творил великий фармацевт и медик, основоположник химии лекарственных средств Гэ Хун.

Великий фармацевт и медик Гэ Хун
Великий фармацевт и медик Гэ Хун

Родился Гэ Хун в 281 г., умер в 341 г. в уезде Цзян Су (на нижнем течении реки Янцзы). Будучи весьма образованным для своего времени человеком, он начал изучать медицину у известных медиков Цэн Инь-шэ и Бау Шен-шэ, но затем увлекся изучением растительных и химических лекарственных форм. До начала деятельности Гэ Хуна лекарства, в основном, были лишь растительного происхождения, а Гэ Хун занялся изучением лекарств минерального происхождения, а также приступил к изготовлению их химическим способом. Так им было создано несколько химических препаратов ртути, в том числе окись ртути, препараты меди, железа, свинца и проч. Препараты эти были испробованы автором в медицинской практике, и на этом основании им были выработаны показания и противопоказания к их применению.

Гэ Хун написал две книги. Одна из них — «Тин кун фон», что значит: «Рецептура золотого сейфа» (то есть, наиболее ценные рецепты), и вторая — «Цоу хоу пей ти фа» («Подручные средства для спасения жизни в острых и опасных для жизни случаях», или «Настольная книга по рецептуре»).

Гэ Хун предложил два вида препаратов, для применения в хирургической практике «Сын» и «Тянь», что в буквальном переводе значит «подниматься» и «опускаться». Эти средства, возбуждающие и успокаивающие, по-видимому, нервную деятельность, применяются в клинике китайской медицины и в настоящее время, и действие их высоко оценивается.

Гэ Хун верил в безграничную силу лекарств, но полагал, что самые действенные лекарства еще не найдены, а поэтому в течение всей жизни создавал множество химических средств во всевозможных сочетаниях. Эти средства он превращал в пилюльные формы и экспериментировал с ними вначале на животных, а затем и на своих пациентах. Ему удалось таким образом, предложить множество ценных препаратов и собрать точные сведения об их действии. Каждый из этих медиков внес значительный вклад в развитие китайской медицины.

 

Получать интересное на почту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *