Школы китайской медицины

К периоду династии Сун (960—1279 гг.), (подробнее: Китай в 12 веке), было на­коплено уже много медицинских знаний. Медики, со­гласно своим взглядам на основные вопросы происхож­дения, предупреждения и лечения болезней, делились на различные школы китайской медицины.

Школы китайской медицины
Школы китайской медицины

4 основные школы китайской медицины

Исходя из различных взглядов на методы лечения заболеваний, медики Китая создали 4 основные школы китайской медицины:

  1. Школа охлаждения.
  2. Школа выведения избытков.
  3. Школа укрепления органов пищеварения.
  4. Школа «поддержки ин».

Школа охлаждения

Первая именовала себя школой охлаждения. Во главе ее стоял Лю Вань-су — крупный ученый, медик и философ (родился в уезде Хэйчан, провинции Хэйбей в 1120 г., умер в 1200 г.). Он наиболее известен как соз­датель ряда теорий заболеваний человеческого организ­ма. В частности, известна его теория «огня и воды», по которой эти две причины обусловливают остроту тече­ния патологического процесса. Речь идет о высокой тем­пературе и об обезвоживании организма.

Лю Вань-су
Лю Вань-су — крупный ученый, медик и философ — возглавлял школу охлаждения

По теории Лю, для успеха лечения болезни с высокой температурой необходимо снизить эту температуру или, как определял это Лю, —

снизить огонь сердца и уве­личить воду почек,

— для чего человек должен упот­реблять как можно больше питья. С этой целью он создал    целую серию жаропонижающих и мочегонных средств.

В работах Лю, которые сохранились в библиотеках древней медицинской литературы до настоящего време­ни, постоянно подчеркивается отрицательное влияние на организм ряда внешних неблагоприятных факторов при­роды. Они большей частью считаются основной причиной болезни, и в этом заключается рациональный элемент учения Лю.

В своей медицинской практике Лю Вань-су после­довательно и весьма успешно применял созданную им теорию. У него особенно охотно лечилась беднейшая часть населения.

Широкая популярность Лю в стране привлекла к не­му внимание императорской семьи. Император неодно­кратно вызывал к себе Лю и предлагал ему занять ме­сто придворного медика, но Лю каждый раз отказывал­ся от этой высокой чести, мотивируя свой отказ жела­нием целиком отдаться разработке своих теорий. Но в то же время он продолжал оставаться народным медиком, «врачом бедняков».

До сих пор среди населения имя Лю воспевается в песнях; ему воздвигаются памятники.

Школа выведения избытков

Вторая школа — выведения избытков. Ее предста­вители были последователями известного фармаколога 11 века Чжаи Чжун-чжена, который большое значение придавал слабительным и рвотным средствам. Главным образом из них и состоял арсенал медикаментозных средств данной школы. Возглавлял ее Чжан Цзы-хэ (родился в 1156 г., умер в 1228 г.).

Школа Чжан Цзы-хэ создала так называемое учение «об изгнании зла» («выведении избытков»), то есть об удалении вредно действующих на организм начал с целью поддержания сил самого организма. Исходя из положений этого учения, Чжан Цзы-хэ в своей практике широко использовал слабительные средства, считая, что болезнетворные начала, действующие вредно на орга­низм и вызывающие его заболевания, сосредоточиваются в кишечнике и что систематическая очистка последнего, создание условий, при которых пища не будет задерживаться долго в пищеварительном тракте, создают бла­гоприятные условия для сохранения здоровья.

Суши
Благоприятное условие для сохранения здоровья — когда пища не задерживается в пищеварительном тракте — согласно учениям Школы выведения избытков

Являясь одним из учеников Лю Вань-су, он сходился во мнении со своим учителем относительно классифика­ции болезней, но не был сторонником его теории «огня и воды». При лечении всякого заболевания он считал не­обходимым потоотделение, очистку кишечного тракта и рвоту. Нередко он употреблял эти три способа однов­ременно. Особенно часто он прибегал к очистке кишеч­ника.

Уделяя чрезвычайно много внимания и в практике, и в своей научной работе вопросам рационального питания, Чжан был противником другой школы того време­ни, основным терапевтическим принципом которой было обеспечение усиления питания. Среди его работ имеются специальные труды о вреде нерационального питания.

Со всей силой своего авторитета он обрушивается на врачей, которые всегда и без разбора предписывали усиление питания, считая это важным лечебным фактором. Написанные им 200 историй болезни, включавшие подробный разбор заболевания, определение причин, описания течения болезни и проводившегося лечения, много раз переиздавались и долгое время служили как пособие при обучении медиков. В этих историях болезни главной была мысль о вреде нерационального питания.

Успехи в лечении, широкая медицинская практика Чжана принесли ему громкую известность, и память о нем сохранилась до настоящих дней.

Школа укрепления органов пищеварения

Последователи третьей ведущей теории медицины пе­риода Сун принадлежали к школе укрепления органов пищеварения. Медик  Ли  Дун-юань     (1180—1251     гг.), представитель этой школы китайской медицины, долгое время был учеником знаменитого в то время медика Чжан Юань-су, сторон­ника употребления малых доз лекарств.

Ли Дун-юань, хорошо изучив и усвоив обширное ме­дицинское наследие и не имея необходимости зараба­тывать на жизнь медицинской практикой (он происходил из богатой феодальной семьи), много внимания уделял вопросам теории. Ли категорически отказался пользо­ваться прописями древних рецептов, созданных до него, считая, что они чрезвычайно усложнены, а потому и не­рациональны, и создал ряд собственных комбинаций лекарств.

Он также возражал против слишком широкого применения жаропонижающих и слабительных средств, каковое рекомендовали сначала Лю Вань-су, а позже — Чжан Цзи-хэ. Он считал, что важнейшей причиной бо­лезней, кроме климатического фактора, является утом­ление.

Будучи последователем учения о «чи» (внешних и внутренних агентах), он рассматривал эти агенты как большую философскую категорию, считая, что под «чи» нужно понимать целую сумму факторов, воздействую­щих на организм, и что на различные органы влияют разные агенты, хотя нередко они вызывают одни и те же болезни.

В 1249 г. Ли Дун-юанем была написана книга о же­лудочно-кишечном тракте, который он подразделял на пять отделов. Он дал весьма совершенное для своего времени описание желудка и его функций, а также тол­стых и тонких кишок.

Же­лудочно-кишечный тракт
Книга о же­лудочно-кишечном тракте,  написана Ли Дун-юанем в 1249 г.

Автор считал, что основную роль в пищеварении иг­рает желудок. Он писал следующее:

На основе слабой функции желудка возникают все болезни. Когда желудок слаб, тогда внутренности, сосуды и раз­ные другие органы не могут получить соответствующего здорового «чи» желудка, в результате этого возникают болезни.

Ли не возражал против применения слабительных и рвотных средств. Но при этом он считал, что если желу­док больной, то никаким из этих средств пользоваться нельзя. В этом смысле Ли был противником учения шко­лы китайской медицины Чжан Цзы-хэ.

Ли придавал весьма большое значение усиленному и рациональному питанию, подчеркивая, что оно являет­ся наиболее могущественным средством в борьбе с бо­лезнями. Рациональное питание он считал фактором, благоприятствующим нормальной функции желудка и выработке здоровых желудочных «чи», обусловлива­ющих нормальное функционирование остальных четы­рех отделов желудочко-кишечного тракта.

В правильном питании, как считал Ли, чрезвычай­но большое значение имеют вкусовые ощущения, а так­же температура пищи. При многих заболеваниях, писал он, сладкие блюда являются единственным лечебным средством, способствующим увеличению выработки желудочных «чи».

Возглавляемая им школа называлась школой «уси­ления функций пищеварения и борьбы с его расстройст­вами». Методы его терапии получили широкое признание народных медиков, ими пользовались многие поколения.

Теория и философское учение Ли явились большим вкладом в китайскую медицину.

Школа «поддержки ин»

Ученые, принадлежавшие к четвертой школе, про­возгласили себя сторонниками школы «поддержки ин», подра­зумевая под этим, главным образом, кровь. Различные нарушения в крови могут вызвать болезнь, спокойствие же способствует поддержанию нормального состояния крови. Отсюда вывод — больному необходим максималь­ный покой. Идеологом этой школы был Чжу Дань-си (1281 —1358 гг.), который как практический врач боль­ше известен под именем Чжень Хэн.

Биографы сообщают, что до тридцати лет Чжу Дань-си учился у крупных философов того времени. Но вслед­ствие болезни матери внимание его было привлечено к медицине, и уже зрелым, образованным человеком он целиком посвятил себя ее изучению.

Чжу Дань-си придерживался той точки зрения, что основными причинами заболеваний являются излишества не только в еде, но и буквально во всем остальном. Объясняется это, очевидно, тем, что еще до своего при­общения к медицине он хорошо усвоил философскую систему известного в Китае ученого-философа Чжу Си, который проповедовал воздержанность, призывая во всем соблюдать чувство меры.

Чжу Си
Ученый-философ Чжу Си

Это учение наложило отпечаток и на теорию Чжу Дань-си в области медицины. Его девизом было

жить без излишеств.

Создавая теории заболевания, Чжу Дань-си прида­вал большое значение роли крови, ее количественному и качественному составу.

Если человек удовлетворяет все свои желания — то он допускает излишества, а эти излишества портят кровь…

— писал Чжу Дань-си,.

Вторым положением учения Чжу было:

Если человек не допус­кает излишеств, кровь в организме приобретает лучшие качества и находится в нужном количестве.

В своей ме­дицинской практике он, в отличие от большинства меди­ков своего времени, старался применять возможно меньше лекарств, особенно со сложными прописями, и высту­пал против чрезмерного употребления широко известных в то время препаратов из серебра, ртути, серы и золота. При лечении нервных и психических заболеваний он при­бегал к раздражающим средствам. Но в отношении применения этих средств он не имел сторонников даже среди представителей школы, к которой он принадлежал. Созданное им учение   и   основные  труды —

  1. «Бянь цюэ янь и буй». («Прибавление к самому необходимому в «Бянь Цюэ»),
  2. «Гэ чжи ю лунь» («Рас­суждение о трудных медицинских предметах»),
  3. «Фынь му вынь да» («Вопросы и ответы о болезнях печени»)

оказали большое влияние на развитие китайской ме­дицины.

Созданные различного типа  школы китайской медицины, являются не только количественным накоп­лением знаний, но и ярко проявившимся критиче­ским отношением к наследию прошлого, к ряду тради­ционных представлений, методов и средств.

 

Получать интересное на почту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *