Теории китайской медицины
Первые теории китайской медицины зарождались в Китае в период 5-3 вв. до н. э.. Этот период известный под названием Чжаньго («Воюющие царства»), был периодом агонии империи Чжоу и всего рабовладельческого общества Китая. Теории китайской медицины
Империя Чжаньго
Непрерывные междоусобные войны между княжествами, усиление классовой борьбы и соперничества внутри господствующего класса - все это предшествовало установлению господства династии Цинь и созданию первой всекитайской централизованной империи Чжаньго, событиям, которые произошли в 221 г, до н. э.
Для Чжаньго характерны также зарождение и борьба важнейших идеологических течений древности: конфуцианства, даосизма, фацзя и других. Уже первые попытки философского толкования мира способствовали возникновению у медиков стремления объяснить происхождение болезней.
А так как философы того времени уделяли большое внимание окружающему людей миру, то и медики начинают понимать, что здоровье человека находится в определенной зависимости от внешней среды.
Учение о шести «Ци»
Еще в 533 г. до н. э. заболевшему императору Цзин-гуню врач И Хэ объяснил, что болезнь его вызвана неравновесием шести «Ци» («напоминающие воздух»). Вначале под этим термином подразумевались ветер, холод, сырость, сухость, тепло, огонь - как элементы, определяющие погоду и климат.
Но впоследствии, когда учение о шести «Ци» стало одной из основ теории китайской медицины, в эти понятия уже вкладывался более широкий смысл. К «внешним возбудителям», кроме упомянутых «шести элементов», относятся и возбудители (имеются в виду, конечно, не микробы, о которых первые сведения появились лишь в 11 веке н. э., а паразиты) острых и хронических инфекционных заболеваний.
Другие философские учения
Медицина древнего Китая приняла на вооружение также и другие философские учения, например о «мужском и женском началах («ин-ян») и пяти первоэлементах («У син»). Эти философские теории китайской медицины рассматривали человека как уменьшенную копию, снимок большого мира.
На основании этих учений медики объясняли жизнь и смерть, здоровье и болезнь как нарушение гармонии пяти основных элементов - огня, дерева, воды, земли и металла. Учение о «мужском и женском началах («ин-ян»)
Древнейшая медицинская книга
Данные теоретические предпосылки в обобщенном виде были изложены в древнейшей медицинской книге «Хуанди Нэйцзин» («Книга первого императора о внутреннем человеке») в 18 томах.
Об истории ее создания легенда повествует следующее: Император Хуанди, являвшийся, согласно легенде, ее автором, задавал министру доктору Ци Бо и врачу Ван Шу-хэ вопросы о причинах самых распространенных и сложных болезней и способах их лечения. Ответы медиков записывались. «Нэйцзин» состоит из двух частей: «Су вынь» («Вопросы и ответы») и «Лин шу» («Исследование истинного корня болезни»).
В них имеются разделы, посвященные правилам гигиены человека, симптоматологии болезней, правилам исследования пульса, анатомии, иглоукалыванию, прижиганиям, а также приведены рецепты лекарств против ряда болезней и т. д. О времени создания «Нэйцзин» долгое время строили различные догадки.
Сейчас историки сходятся на том, что произведение это было написано не позднее третьего века до нашей эры, то есть, примерно, тогда, когда начался один из наиболее благоприятных для развития китайской национальной науки и культуры периодов - период династии Цин. Со времени написания «Нэйцзин» (305-240 годы до и. э.) переиздавалась с различными дополнениями и изменениями множество раз.
До наших дней дошел экземпляр этой книги, переработанной через тысячу лет после ее появления врачом Ван Бин (8 век н. э.). Он не только изложил данные, приведенные в ней, более доступным языком, но и систематизировал описанные в «Нэйцзин» многочисленные приемы и методы. Судя по сохранившемуся экземпляру, в «Нэйцзин» были описаны чрезвычайно важные открытия в области анатомии и физиологии.
Так в этой энциклопедии древней медицины есть сведения о роли желудка и кишечника в пищеварении, о печени и селезенке - основных «вместилищах крови». Китайской медицине принадлежит приоритет в определении роли сердца как «двигателя крови» и в открытии замкнутого кровообращения. Можно утверждать, что в основе этих эпохальных открытий также лежат идеи, высказанные в «Нэйцзин».
Определение главной задачи медицины - «излечивать больных и укреплять здоровье здоровых» - также впервые сформулировано в этом замечательном каноне. Именно он предписывал врачу сочетать лечебную работу с профилактической. Не случайно отдельная глава «Нэйцзин» посвящена вопросам гигиены.
В ней даны ценные и для нашего времени советы относительно диеты, отмечена роль лечебной физкультуры, правильного режима, роль среды, и ее влияния на организм.