Маневренность плановых решений

Свойства принятых вариантов плановых решений коренным образом отличаются от свойств вариантов, еще не принятых. Тем более отличаются от них те варианты плановых решений, которые уже находятся в какой-то стадии реализации.

Маневренность плановых решений

Принятые, а особенно решение, что уже реализуются, приобретают свойства инерционности.

Возможности маневрирования, то есть изменения способов функционирования и их интенсивностей, здесь резко сужаются, причем для разных наборов объектов и способов, вариантов структуры и строения планируемой системы эти возможности разные и именно они характеризуют инерционные и маневренные качества планируемой системы.

В связи с тем, что на принятые плановые решения осуществляется настройка всей экономической системы, которая углубляется по мере их реализации, каждому варианту плана можно сопоставить своё инерционное последействие.

Поэтому начальное множество вариантов реализации плана получает дополнительную структуризацию, начальная взаимозаменяемость всех вариантов разрушается, появляются некоторые допустимые подмножества переходов от одного варианта к другим, возникает инерционное последействие.

Выбор структуры системы

При выборе варианта структуры и развития системы следует учитывать следующие возможности их изменения.

Во-первых, возможно маневрирование способами функционирования. Оно интерпретируется как переход от одного набора способов в базисе плана к другому.

Каждому способу функционирования с начальным множеством J, существующего до принятия решения о выбираемом варианте плана, соответствует некоторое подмножество J1 ⊂ J допустимых переходов на другие способы в данном плановом периоде.

Проблему установления допустимой области маневрирования способами, или допустимых переходов (в каком периоде) от одного способа функционирования к другому, из подмножества J, можно свести к установлению такой области сходства, внутри которой возможен маневр.

В частности, воспользовавшись евклидовым расстоянием между образами способов функционирования, допустимую область маневрирования для каждого образа, который включается в план, можно определить следующим образом:

0 ≤ Δjk ≤ Δ*j

где Δ*j - нормированное значение предельного расстояния, на которое можно удалиться в процедурах маневрирования от первоначального способа функционирования J, включенного в план.

Нормированное расстояние Δ*j является возрастающей функцией времени (горизонта планирования), которое отражает то положение, что допустимое предельное расстояние перехода с увеличением горизонта планирования растет.

Таким образом, есть некоторая функциональная зависимость для каждого способа функционирования fj(t).

В целях упрощения эту функциональную зависимость можно, например, линеаризировать.

Δ*j = a*jT или Δ*j = Δ*j0 + a*'jt

и тогда вся задача нормирования области допустимого маневрирования способами сведется к нормированию «скоростей» (аj* и аj*') изменения расстояния во времени.

Во-вторых, возможно варьирование интенсивностей использования способов.

При постановке оптимизационных задач планирования для них указывается некоторая область существования.

Это может быть либо требование неотрицательности переменных (хj > 0), или одновременное установление верхних пределов существования

0 ≤ xj ≤ x¯j, j ∈ J

где x¯j - возможные предельные значения интенсивностей,

или установления двусторонних ограничений:

bj ≤ xj ≤ x¯j

Все эти ограничения определяют область возможного существования хj...

Важно отметить, что область возможного маневрирования после того, как принято плановое решение о величине интенсивности хj, в общем случае значительнее уже чем область существования хj.

Практически нормирования пределов (коридоров) допустимого маневрирования в динамических задачах планирования можно осуществлять следующим образом:

нормирования пределов ,

где:

изменения интенсивностей - возможные положительные и отрицательные изменения интенсивностей в t-том году на j-том объекте за 1-м способом;

приросты интенсивностей - предельно допустимые положительные и отрицательные приросты интенсивностей.

Как и при маневрировании способами функционирования, здесь речь идет о нормировании тех предельных расстояний, на которые можно удалиться от принятой в плане (штатной) траектории xtjt.

Коридоры маневрирования

Одно из существенных положений данного подхода заключается в том, что при некоторых прочих равных условиях размеры коридоров маневрирования определяются свойствами объектов и способов функционирования, а также принятыми значениями интенсивностей, причем коридоры маневрирования всегда находятся внутри области существования интенсивностей.

Вследствие этого и сами коридоры разные для разных объектов и способов.

Определяющими факторами для этих свойств являются степень дискретности ввода мощностей; соотношение затрат ресурсов и капиталовложений на строительство объектов и на создание инфраструктуры, расходов, не зависящих от мощности и пропорциональных ей, расходных коэффициентов полных и прямых затрат; технико-технологические особенности объектов и способов и ряд других.

От этих факторов зависят и возможности нормирования коридоров маневрирования.

Степень маневренности М принятого варианта плана можно определить следующей композицией:

Степень маневренности ,

где:

вектор - векторы предельных маневренностей соответственно в сторону увеличения и уменьшения интенсивностей по объектам и способах, которые вошли в базис плана;

вектор - вектор допустимых расстояний переходов от образа к образу для всех составляющих базис плана способов функционирования (с ненулевыми интенсивностями).

В условиях полной инерционности все компоненты векторов равны нулю.

Степень маневренности характеризуется при этом вектором, все компоненты которого также равны нулю. Это образ полной инерционности.

Расстояние между ним и образом М, определенное по привычным для распознавания образов правилам, можно использовать для формирования упрощенного варианта классификации систем по их инерционных и маневренных качествах.

Рейтинг: 3/5 - 2 голосов