Маневрирования интенсивностями способов функционирования

Как правило, при постановке оптимизационных задач планирования указывается и некоторая область существования для величин интенсивностей способов.

В одних случаях это просто требование положительности переменных — xj ≥ 0, в других устанавливается верхний предел переменных — 0 ≤ xj ≤ x`j Наконец, довольно часто используются и двусторонние ограничения на переменные — bj ≤ xj ≤ x`j. Все эти ограничения устанавливают область возможного существования xj.

Экономическое значение границ существования xj может быть самым разным (уже введена в прошлые периоды мощность, запасы полезного ископаемого, ограничения по строительству, экологические ограничения и т.д.).

Маневрирования может происходить только в области существования xj. Однако и в этом случае область возможного маневрирования, после того, как принято плановое решение о величине интенсивностей xj, в общем случае значительно уже за область существования xj.

Это объясняется тем, что на принятое решение по xj осуществляется настройка и самой планируемой системы, и ее ближайшего окружения. По мере настройки системы на выбранное конкретное значение xj дальнейшие изменения в той или иной степени ограничены.

Принятие конкретных плановых решений по интенсивности способов xj осуществляет дополнительную структуризацию и в этой области. Со всей области первично возможных xj выделяется подобласть, расположенная в окрестности принятого значения xj, которая и определяет реальные маневренные возможности по изменению принятого xj.

Вывод: имеет место последействие принятия планового решения, характер которого и определяет маневренные и инерционные свойства выбранного варианта плана при изменении интенсивностей способов.

Пример маневрирования

Пусть имеется некоторая совокупность возможных траекторий развития какого-либо выделенного j-гo способа (рисунок 1). Все варианты динамики находятся в области существования

Варианты использования j-го образа

Далее предположим, что для реализации выбран вариант 4 и принято соответствующее плановое решение, на которое и осуществится «настройка» планируемой системы.

С рисунке 2 видно, что при принятии решения о траектории развития во времени с использованием j-гo способа по 4-му варианту формируется коридор допустимого маневрирования в нештатных ситуациях, в общем случае тяжелее, чем область существования XJ, и что находится внутри последней.

Границы этого коридора определяют свою совокупность возможных нештатных траекторий развития, которые являются допустимыми.

Коридор маневрирования для 4-го варианта

Сравнивая рисунок 1 и рисунок 2, видим, что из пяти возможных в начале процесса планирования вариантов развития при принятии решения о развитии по варианту 4 в коридоре маневрирование остаются только варианты 1 и 5, на которые и может быть осуществлен переход.

Нахождения возможных нештатных траекторий развития

Варианты 2 и 3 делаются недопустимыми и как внештатные использоваться не могут.

Аналогичным образом формируются и коридоры маневрирования для всех других штатных вариантов динамики развития по принятому способу функционирования.

Практически нормирование пределов коридоров допустимого маневрирования в полудинамических задачах планирования можно осуществить следующим образом:

Нормирование пределов коридоров

Положительные приросты интенсивности — предельно допустимые положительные приросты интенсивности j-тым способом в t-м году;

Отрицательные приросты интенсивности — то же для отрицательных приростов интенсивностей.

Как и при маневрировании способами функционирования, здесь речь идет, таким образом, о нормировании тех предельных расстояний, на которые можно удалиться от принятой штатной траектории.

Возможны различные варианты упрощения подхода, например путем линеаризации границ коридоров во времени

Линеаризация границ

где rj — предельная скорость изменения координат границы коридора маневрирования.

В этом случае вся проблема нормирования в этой области сводится к установке значений для различных объектов планирования.

Одно из важных положений данного подхода заключается в том, что при прочих равных условиях размеры коридоров маневрирования определяются свойствами системы и способов функционирования, а также принятыми штатными значениями интенсивностей.

Вывод: коридоры маневрирования выступают как некоторое отражение свойств экономической системы и способов функционирования и различные для разных систем и способов.

Важнейшими факторами, определяющими эти свойства, является

  • степень дискретности ввода мощностей,
  • соотношение инфраструктурной и объектной частей затрат ресурсов и капиталовложений,
  • соотношение частей затрат ресурсов, не зависящих от мощности и пропорциональных ей,
  • соотношение расходных коэффициентов полных и прямых затрат,
  • технико-технологические особенности системы и способа ее функционирования и т.д.
 

Получать интересное на почту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *