Маневрирования интенсивностями способов функционирования

Как правило, при постановке оптимизационных задач планирования указывается и некоторая область существования для величин интенсивностей способов. В одних случаях это просто требование положительности переменных - xj ≥ 0, в других устанавливается верхний предел переменных - 0 ≤ xj ≤ x'j

Наконец, довольно часто используются и двусторонние ограничения на переменные - bj ≤ xj ≤ x'j. Все эти ограничения устанавливают область возможного существования xj. Экономическое значение границ существования xj может быть самым разным (уже введена в прошлые периоды мощность, запасы полезного ископаемого, ограничения по строительству, экологические ограничения и т.д.).

Маневрирования может происходить только в области существования xj. Однако и в этом случае область возможного маневрирования, после того, как принято плановое решение о величине интенсивностей xj, в общем случае значительно уже за область существования xj. Это объясняется тем, что на принятое решение по xj осуществляется настройка и самой планируемой системы, и ее ближайшего окружения.

По мере настройки системы на выбранное конкретное значение xj дальнейшие изменения в той или иной степени ограничены. Принятие конкретных плановых решений по интенсивности способов xj осуществляет дополнительную структуризацию и в этой области. Со всей области первично возможных xj выделяется подобласть, расположенная в окрестности принятого значения xj, которая и определяет реальные маневренные возможности по изменению принятого xj.

Вывод: имеет место последействие принятия планового решения, характер которого и определяет маневренные и инерционные свойства выбранного варианта плана при изменении интенсивностей способов.

Пример маневрирования

Пусть имеется некоторая совокупность возможных траекторий развития какого-либо выделенного j-гo способа (рис. 1). Все варианты динамики находятся в области существования Варианты использования j-го образа Далее предположим, что для реализации выбран вариант 4 и принято соответствующее плановое решение, на которое и осуществится «настройка» планируемой системы.

На рисунке 2 видно, что при принятии решения о траектории развития во времени с использованием j-гo способа по 4-му варианту формируется коридор допустимого маневрирования в нештатных ситуациях, в общем случае тяжелее, чем область существования XJ, и что находится внутри последней.

Границы этого коридора определяют свою совокупность возможных нештатных траекторий развития, которые являются допустимыми. Коридор маневрирования для 4-го варианта Сравнивая рисунок 1 и рисунок 2, видим, что из пяти возможных в начале процесса планирования вариантов развития при принятии решения о развитии по варианту 4 в коридоре маневрирование остаются только варианты 1 и 5, на которые и может быть осуществлен переход. Нахождения возможных нештатных траекторий развития Варианты 2 и 3 делаются недопустимыми и как внештатные использоваться не могут. Аналогичным образом формируются и коридоры маневрирования для всех других штатных вариантов динамики развития по принятому способу функционирования.

Практически нормирование пределов коридоров допустимого маневрирования в полудинамических задачах планирования можно осуществить следующим образом: Нормирование пределов коридоров Положительные приросты интенсивности - предельно допустимые положительные приросты интенсивности j-тым способом в t-м году; Отрицательные приросты интенсивности - то же для отрицательных приростов интенсивностей. Как и при маневрировании способами функционирования, здесь речь идет, таким образом, о нормировании тех предельных расстояний, на которые можно удалиться от принятой штатной траектории.

Возможны различные варианты упрощения подхода, например путем линеаризации границ коридоров во времени Линеаризация границ где rj - предельная скорость изменения координат границы коридора маневрирования. В этом случае вся проблема нормирования в этой области сводится к установке значений для различных объектов планирования.

Одно из важных положений данного подхода заключается в том, что при прочих равных условиях размеры коридоров маневрирования определяются свойствами системы и способов функционирования, а также принятыми штатными значениями интенсивностей.

Вывод: коридоры маневрирования выступают как некоторое отражение свойств экономической системы и способов функционирования и различные для разных систем и способов. Важнейшими факторами, определяющими эти свойства, является

  • степень дискретности ввода мощностей,
  • соотношение инфраструктурной и объектной частей затрат ресурсов и капиталовложений,
  • соотношение частей затрат ресурсов, не зависящих от мощности и пропорциональных ей,
  • соотношение расходных коэффициентов полных и прямых затрат,
  • технико-технологические особенности системы и способа ее функционирования и т.д.
Рейтинг: 1/5 - 1 голосов