Модель мобилизации
Политическая или социальная мобилизация - это привлечение людей в партию или в число ее сторонников, в какое-нибудь общественное движение. Мобилизация как привлечение населения в какое-нибудь общественное движение
Так как будущая мобилизация зависит от сегодняшнего успеха пропагандисткой кампании, то нужно при построении модели учитывать временной фактор, то есть модель должна быть динамичной.
Пример модели мобилизации
Постановка задачи: Отразить логику изменений уровня мобилизации в данном регионе между двумя соседними моментами времени, скажем за месяц.
Построение модели Примем за единицу ту часть населения, для которой мобилизация населения имеет смысл. Mn - доля мобилизованного населения в момент времени tn = n. Тогда доля не мобилизованного населения будет равна 1-M. Рисунок 1 - Доля мобилизованного населения За месяц уровень мобилизации может измениться по двум основным причинам:
- часть населения удалось привлечь дополнительно. Ясно, что эта величина тем больше, чем выше доля еще не сагитированного населения на момент tn = n, а это можно считать ее равной a (1-Mn) (здесь a>0 - коэффициент агитации, постоянный для данного региона)
- часть населения выбыла (по разным причинам). Это уменьшает долю сагитированного населения тем больше, чем выше была эта доля на момент tn = n, а этом потери, связанные с выбыванием равна bMn (здесь b - постоянный коэффициент выбывания)
Таким образом, изменение уровня мобилизации за единицу времени равно разности между частью населения привлеченного дополнительно и частью выбывших сагитированных - уравнение процесса мобилизации - линейное разностное уравнение с постоянными коэффициентами. Если и , а начальная доля привлеченного населения М0 известна, то уравнение процесса мобилизации легко решается: , .