Первый вечный двигатель

В средние века, когда алхимики и чернокнижники отыскивали «философский камень» и смешивали в ретортах таинственные вещества, стремясь получить золото и «эликсир жизни», были механики, которые сидели в мастерских и экспериментировали над большими чанами с водяными колесами и насосами. Они хотели изобрести «перпетуум мобиле», первый вечный двигатель, который без затраты какой-либо энергии извне выполняла бы полезную работу.

Первый вечный двигатель

Водяной «перпетуум мобиле»

В одной старинной рукописи XVI века есть изображение такой «чудесной» машины. Это водяной «перпетуум мобиле». Он должен был вертеть большой абразивный круг, на котором мастер точил ножницы, ножи и сабли. В этом не было ничего особенного: такую же работу выполняли у ручья тысячи водяных колес. Разница была только в том, что это водяное колесо стояло не у ручья, а посреди большой мастерской в огромном чане.

Неизвестный механик, который сконструировал эту машину, хотел перехитрить воду. Из крышеобразного желоба, расположенного наверху, он направил струю воды на лопастное колесо. Падая на лопастное колесо, вода приводила его в движение, а вместе с ним и вал с точильным кругом. Вода собиралась в большом чане. Но ее нужно было поднять опять в крышеобразный желоб. Для этого механик установил в чане насос. Падая сверху, вода не только вращала точильный круг, но и посредством кривошипа поднимала и опускала поршень насоса.

Насос качал воду в желоб, откуда она снова начинала свой путь. Одновременно из желоба вытекала маленькая струйка воды и смачивала точильный круг. Сначала все шло хорошо. Машина работала несколько дней, никого не беспокоя. Но вот водяное колесо и поршень насоса начали двигаться все медленнее и, наконец, совсем остановились. Что случилось в мастерской? Механик исследовал желоб и водяное колесо, но не обнаружил никакой неисправности.

Но, когда он осматривал вал, на котором было установлено водяное колесо, он заметил, что вал нагрелся. И цилиндр насоса тоже нагрелся. Чем же это объяснялось? Дело в том, что между валом и колесом, а также между цилиндром и поршнем происходило трение. При трении возникает теплота. Это знали еще в те времена, когда не было спичек. Люди терли два куска дерева друг о друга и так добывали огонь. Зимой мы трем замерзшие руки, чтобы согреть их. Но от долгого трения руки у нас устанут.

Значит, теплота возникает за счет работы рук. Так было и с «перпетуум мобиле»: энергия движения падающей воды превратилась в тепловую энергию, и первый вечный двигатель остановился. Но механик не знал этого и продолжал мастерить дальше. И только позже люди заметили, что он попал в тупик. Если вспомнить французского химика Лавуазье, который разложил воду на составные части и объяснил процесс сгорания?

Помните о том бурном заседании Парижской Академии наук, когда Лавуазье подготовил путь к научному познанию процессов, совершающихся в природе, (подробнее: Закон Лавуазье)? Почти в то же время, в том же зале и в том же кругу ученых в один из майских дней 250 лет тому назад «перпетуум мобиле» — вечный двигатель был объявлен неосуществимым в самом принципе. Он противоречит закону сохранения энергии и поэтому фактически никогда и не был жизнеспособным.

Закон сохранения энергии действителен не только для «перпетуум мобиле», но и для всех машин нашей планеты.

Полученная энергия = израсходованной энергии

Если когда-нибудь вы захотите вспомнить об этой зависимости, подумайте о трении рук.

 

Subscribe

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *