Трение покоя
Такую силу, как трение покоя можно визуально наблюдать на станциях железных дорог. Иногда мы видим, как паровоз безуспешно старается стронуть поезд с места. И странно, этот же самый паровоз недавно мчал поезд со скоростью свыше сорока километров в час, успешно втаскивал его на подъемы, а как только остановился, все вагоны как будто сделались гораздо тяжелее.
Как преодолеть трение покоя
Но разве вес поезда и его масса зависят от того, стоит он или едет? Вес поезда тут ни при чем, беда кроется в том, что, когда поезд остановился, силы трения покоя словно вцепились во все колеса, во все оси и держат их. Чтобы преодолеть трение покоя, нужна большая сила тяги - гораздо больше той, какая требуется, чтобы везти поезд, поддерживать его скорость постоянной.
Трение покоя больше трения скольжения. Машинисту надо побороть трение покоя. Он говорит:
- Я его сейчас перехитрю,
- и дает тихий задний ход. Паровоз пятится, и вагоны один за другим по очереди начинают двигаться назад: преодолеть трение покоя одного вагона, конечно, легче, чем иметь дело со всем составом сразу. Но почему вагоны двигаются поодиночке? Когда паровоз дернул поезд вперед, все сцепные крюки и приспособления были растянуты.
Машинист осаживает поезд на небольшое расстояние, он только сближает вагоны, заставляя буферные пружины сжиматься. Последние вагоны обычно остаются на месте, выполняя роль упора и удерживая все буферные пружины между вагонами в сжатом состоянии. Затем машинист сразу же дает передний ход.
Теперь уже паровоз тянет не весь поезд целиком - он сдвигает вагоны поочередно, потому что они сближены и могут отодвинуться друг от друга на длину сцепных крюков. Благодаря этому паровоз получает возможность преодолевать трение покоя вагонов поодиночке.
В исключительных случаях, когда приходится брать с места очень тяжелый состав, к поезду подходит второй паровоз-толкач - и помогает своему собрату справиться с трением покоя.