Геологические памятники природы

Геологические памятники природы - это природные образования, связанные с геологическим строением и различными геологическими процессами. Геологические памятники находятся под охраной государства. Говерла - наивысшая точка Украины К охраняемым природным памятникам Украины относятся так же ботанические памятники природы, зоологические памятники природы, гидрологические памятники природы.

Геологические памятники природы Украины

Геологические памятники природы подразделяются на:

• стратиграфические - выходы горных пород, характерные для определенного геологического возраста;
  • палеонтологические - горные породы, в слоях которых сохранились остатки животных или растений с тех далеких времен, когда создавалась порода;
  • минерально-петрографические - обнажения, в которых редкие минералы выходят на поверхность земли;
  • тектонические - часть ландшафта или ландшафт, по которым можно определить характер процессов, происходящих в земной коре (скиды, складки, выходы соли, вулканы и т.п.);
  • геоморфологические - ландшафты или их части, форма которых образовалась под влиянием определенных геологических процессов (пещеры, останцы, косы, каньоны и т.п.);
  • ландшафтные - геологические образования, имеющих особо важную культурную и эстетическую ценность.

Горный каньон Горный каньон

В Украине насчитывается 24 геологических памятника республиканского значение и 288 - местного. Немало уникальных геологических образований охраняется на заповедных территориях других категорий, например, в филиале Украинского степного заповедника Каменная Могила, в комплексной достопримечательности урочище Карадаг.

О значительных геологических образованиях свидетельствуют и названия (урочища Стенка, Горинские склоны, Косово гора, Бельбекский каньон, гора-останец Мангуп-Кале и т.д.). Карпаты

Стратиграфические памятники природы

По значению среди геологических памятников природы первое место занимают стратиграфические. Они дают представление о последовательности наслоения горных пород, пространственные взаимосвязи и взаимоотношения, а также об их относительном возрасте, последовательности событий геологической истории Земли.

Стратиграфические исследования и образцы геологических памятников используются для составления и уточнения геологических карт, проведение геологического поиска и разведки полезных ископаемых. Классические стратиграфические достопримечательности находятся в Донецкой области.

• Это Клебан-Бицкие отслонения в Константиновском районе на левом берегу Клебан-Бицкого водохранилища, которое является уникальным отслонением нижнепермских отложений.
  • Балка Кравецкая в этом же районе у села Иванполя принадлежит к эталонам международного значения.

Эти уникальные отслонения верхне каменноугольных отложений подробно описаны у нас и за рубежом. Именно здесь наиболее полно представлены ископаемые останки стволов хвойных деревьев (семьи араукариевых), которые находятся в разной стадии превращения в каменный уголь. Этот эталон позволяет определить ценность отложений, которые в большом количестве встречаются в пермских отложениях Донецкого бассейна.

• Широко известно Стыльское отслонение в Старобешевском районе на левом берегу реки Мокрая Волноваха. Этот открытый разрез карбонатного слоя из нижнего карбона и верхнего девона Донецкого бассейна ученые признали эталонным образцом для всей планеты. Таких стратиграфических памятников природы в Донецком бассейне несколько. Стыльское отслонение Фото Александра Калинина
  • На Днепропетровщине среди выдающихся стратиграфических памятников следует назвать памятник в Кривом Роге. Здесь на поверхность выходят породы со значительными залежами железной руды.
  • На правом берегу реки Ингулец возле села Новоселовки Широковского района на поверхность выходят крупнозернистые песчаники, возникшие вследствие выветривания гранитов и гнейсов.
  • В Винницкой области большое научное значение имеет памятник в долине реки Лядовой возле села Яруга Могилев-Подольского района с уникальным выходом древних осадочных пород возрастом 560-615 миллионов лет. Длина ее - 200 метров.

Стратиграфические памятники есть и в других областях.

Палеонтологические памятники природы

Очень ценны для науки палеонтологические памятники природы. Данные палеонтологии используются в процессе изучения физико-географических условий геологического прошлого Земли и образования полезных ископаемых. Палеозоология и палеоботаника, изучающие животный и растительный мир прошлых эпох, позволяют геологам определить относительный возраст горных пород, уточнять периоды в геологической истории Земли.

Палеонтологических памятников республиканского значения на Украине только 3, но каждый из них отражает величие и самобытность природы давно прошедших времен: жизнь животного и растительного мира древнего океана Тетис.

• В 1928 ученые открыли Одесские катакомбы. Их не следует путать с известными Одесским катакомбам искусственного происхождения, которые стали знаменитыми во время Великой Отечественной войны. В палеонтологических Одесских катакомбах, в их подземных полостях древняя река спрятала останки многих представителей животного мира прошлых эпох. По количеству найденных останков позвоночных животных - это одно из уникальных мест в мире. За время исследований здесь добыто свыше 70 000 костяных останка 45-и видов. Эти палеонтологические сокровища изучались многими учеными, теперь они демонстрируются не только в музеях Украины, а и в других странах. Одесские катакомбы
  • В Одесских катакомбах найдены останки многих позвоночных животных, в том числе верблюдов, лисиц, гиен, медведей, антилоп, различных грызунов. По видовому составу этих животных можно судить не только о былой фауну юга Украины, но и о климате, рельеф, геологическом прошлом нашей страны. Среди находок встречаются останки близких к представителям современной фауны Африки и Северной Америки животных (страус, марабу, дикобраз и т.д.).

Выкопанная фауна катакомб, свидетельствует о том, что 1,5-1,8 миллионов лет назад на юге Украины был достаточно засушливый климат, постоянного снежного покрова зимой здесь не было.

• Еще более отдаленный по времени отрезок геологической истории открывает перед нами республиканская достопримечательность Дружковские окаменевшие деревья в Донецкой области. По палеонтологическим сокровищами она мало чем уступает Одесским катакомбам. Дружковские окаменевшие деревья демонстрируют величие растительного покрова планеты в былые времена.

Они рассказывают нам о том, как в недрах юга республики образовывались богатейшие залежи каменного угля. Добывая из оголенных песчаников чистый речной песок для нужд металлургической промышленности Донбасса, рабочие наткнулись на деревья-великаны. Теперь здесь раскрыт сказочный лес окаменевших деревьев.

Ученые установили, что редкие растения сохранились в песчаниках вследствие перемещения земных слоев при горно образующих процессах 20000000 лет назад. Отдельные экземпляры из этого уникального кладбища древних гигантов экспонируются в музеях Киева, Москвы и многих других городов.

Отдельные группы и одиночные окаменевшие деревья встречаются еще в отслонениях возле села Лиман Змиевского района на Харьковщине.

• В Старобешевском районе возле села Новокатериновка Донецкой области на левом берегу реки Кальмиуса отслонения известняков поражает обилием представителей ископаемой морской фауны. По отслонениям трех горизонтов известняка, которые имеют мощность от 1 до 6 метров, можно проследить чередование колебаний земной коры, когда морское дно то поднимался, то опускался. В отложениях, возраст которых десятки и сотни миллионов лет, сохранились останки морской фауны, которые образовали геологические породы органического происхождения.

Среди геологических памятников природы местного значения два ценных палеонтологических памятника охраняются в Запорожье.

• Это участок побережья Азовского моря на окраине Бердянска, который представляет собой место древних оползней, образовали несколько террас. Здесь найдено скелеты южного слона и других крупных животных прошлых геологических эпох.
  • Такие же скелеты найдены в Луговском песчаном карьере на окраине г. Токмак.

Минерально-петрографические достопримечательности

В минералогических, геохимических, стратиграфических, тектонических, вулканологических исследованиях полезных ископаемых широко используются минерально-петрографические достопримечательности. Основными заданиями наук петрографии и минералогии является описание и систематика минералов, уточнение условий, законов и процессов образования как отдельных их видов, так и целых минеральных групп.

Поэтому памятники имеют практическое значение для многих отраслей народного хозяйства, для эффективного использования минерального сырья и установления признаков и условий их обнаружения.

• Типичным минерально-петрографическим памятником республиканского значения являются Скалы МОПРа в Кривом Роге. Это уникальные выходы на поверхность железных и сланцевых пород криворожского докембрия. Не менее ценными с научной точки зрения являются найденные здесь заброшенные древние разработки железной руды. Скалы МОПРа
  • Карачуновские и Магнетитовые скалы в Криворожском районе на берегу реки Боковеньки сохраняют реликтовые породы с магнетитом.

Много интересных достопримечательностей есть в Запорожье. Корсак-Могила - это комплекс из 6 каменных выходов Приазовского кристаллического массива. Кварцевые останцы здесь содержат кристаллы магнитного железняка. Корсак-Могила

• Каменная Могила в Куйбышевском районе - один из реликтовых останцев железно-кремниевых формаций с гранитными выступами на поверхности земли.
  • На Кировоградщине на берегах Южного Буга есть обнажения графита.
  • В Закарпатье - выходы на поверхность мраморных залежей.
  • Поражают экзотикой памятники над рекой Нагольчик в Антрацитовском районе на Ворошиловградщине - острый Бугор, Нагольченсько-Шевцовский Бугор и Золотой Бугор, где в залежах находятся кварцевые жилы с различными сульфидами металлов.
  • В г. Трускавце Львовской области во время разработки карьера в отложенях были обнаружены различные минералы, в том числе - относительно редкие рудные: гапенит, ефалерит, церуссит. Здесь найдено очень редкий минерал брункенит, который является сложным видом сульфида свинца. Это второе месторождение брункенита на земном шаре.
  • На окраине Сколе на левом берегу реки Опор, в карьере, где разрабатывался светло-серый песчаник времен палеоцена, впервые найден новый минерал - разновидность глауконита. В честь места открытия он назван сколитом.

Тектонические памятники природы

Тектонические памятники природы дают нам возможность ознакомиться с историей колебаний земной коры, ее движениями и изменениями, что отражается в в характере залегания горных пород, в современном строении земной коры. Они сосредоточены преимущественно в горах. Республиканского значения их всего два.

• В г. Лисичанске Ворошиловградской области есть всемирно известное геологическое обнажение Северо-Донецкого оползня тектонического происхождения, где открылись яруса пород середнекаменновугольного возраста. Оно производит неизгладимое впечатление. Какие колоссальные силы сотрясали в прошлом Землю! Какие удивительные ландшафты возникли в результате этого.
  • Тектоническая достопримечательность сопка Джау-Тепе - один из крупнейших грязевых вулканов Крыма, расположенный в юго-западной холмистой равнине Керченского полуострова (Крымская область). Грязевой вулкан Джау-Тепе Джау-Тепе возвышается четким конусом на высоту 122 метра над уровнем моря и на 50 метров над равниной

Горючие газы, поднимаясь из недр сопки, периодически выталкивают на поверхность через кратер глинистую массу. На конусе видны следы стекания этой массы. Исключительным по силе было извержение 1909 году. Грязевой поток достигал в длину почти 330 метров при ширине 20-30 метров. Тогда из кратера сопки было выброшено 128000 тонн грязи.

Несколько десятков различных по размерам вулканов сыграли важную роль в формировании современного рельефа Керченского полуострова. Некоторые тектонические памятника местного значения также достаточно интересны и своеобразны. Один из них - Роменский шток (Сумская область) - представляет собой соляной купол из девонской соли, поднятый из глубинных слоев на поверхность.

Купол прекрасно вписывается в окружающий спокойный рельеф. Кроме поваренной соли на поверхность здесь выходят гипсы и диабазы. Таких выходов на поверхность соляных штоков немало в Закарпатье в районе Солотвино. На Ивано-Франковщине на территории г. Яремче горизонтально расположенные отложения образуют коленчатый изгиб, настолько четко выраженный, что создается впечатление, будто это дело рук человека.

К тектоническим памятникам принадлежит гора около г. Мукачево, на вершине которой находится старинный архитектурный памятник - Мукачевский замок. Эта гора-останец неогенового возраста величественно возвышается в предгорье среди широкой равнины. Такой же останец вулканического происхождения находится в Хусте Закарпатской области.

На его вершине сохранились только руины крепости. Большой восторг любителей природы вызывают своим необычным видом другие тектонические объекты геологических памятников природы на Закарпатье: скалы Каменные Ворота, Дырявый Камень и тому подобное. Интересной тектонической достопримечательностью является столб высотой 10 метров из вулканического туфа в селе Невицком у Замковой горы под Ужгородом.

Эти и другие геологические памятники природы представляют интерес как для науки так и для туризма и находятся под охраной государства.