Характеры штрихов

Из опыта работы вы, наверное, уже знаете, что характеры штрихов в географическом рисунке различны. Теперь, когда вы познакомились с перспективой, можно перейти к более совершенному использованию штрихов самых различных типов.

Проделаем упражнения по рисункам 1-2.

Характеры штрихов на плоскости

Упражнение 1. Нарисуйте рисунок 1.

В упражнениях штрихи определяют положение плоскостей в пространстве. Однородные штрихи Рисунок 1 - Однородные штрихи

Упражнение 2. Нарисуйте рисунок 2.

Если предыдущее упражнение было очень легким, то настоящее является трудным. Здесь все время приходится думать, прежде чем провести тот или другой криволинейный штрих. Штрихи в передаче поверхностей Рисунок 2 - Штрихи в передаче поверхностей, отступающих от геометрических форм

После упражнений переходим к примерам применения штрихов при перспективном изображении обширных пространств.

Рисунки здесь расположены по темам, а в пределах каждой темы в порядке возрастающей трудности. Сначала идут формы рельефа (рис. 3-4), потом изображения растительности, воды и т. д. Изображение оврага Рисунок 3 - Изображение оврага

В изображении растительности штрихи во многих случаях неразрывно связаны с контурами, а в некоторых случаях (травы, кустарники) становятся как бы упрощенными контурами деталей. Особое место нами уделено изображению водной поверхности. Воды по своему характеру очень разнообразны, и передача их в рисунке дело далеко не легкое.

Первое, что здесь следует помнить, - это горизонтальность водной поверхности, а второе, что поверхность эта - зеркало. При изображении воды нужно учитывать эти оба характерных признака.

Кроме того, вода еще может двигаться (течение, волнение). Это в значительной степени усложняет задачу. Учитывая все изложенные обстоятельства, мы приводим довольно много различных способов изображения воды. Ветвление и вершины оврагов Рисунок 4 - Ветвление оврагов Рисуем склон с оврагами Рисунок 5 - Склон, изрезанный оврагами Правильное штрихование Рисунок 6 - I - правильно положенные штрихи передают географический характер объекта; II - штрихи положены беспорядочно, в силу чего характер объекта утрачивается

Неправильное применение штриха может совершенно испортить рисунок и лишить его географичности (т. е. правильности и ясности). Вот, например, плато, рассеченное оврагами. В одном случае мы даем принятую нами систему штрихов (рис. 6, I), а в другом штрихи перекрещиваются (рис. 6, II).

Не трудно видеть, что вторые штрихи не подходят. Для художественной передачи можно употреблять всякие штрихи, но для наших рисунков в данном случае клетчатая штриховка не подходит. Рисуем каньон Рисунок 7 - Штрихи при изображении каньонообразной долины одного из ручьев (к югу от Апшеронского полуострова) Рисуем расчелины Рисунок 8 - Штрихи при изображении форм расчленения равнинных поверхностей Рисуем гору с оврагами Рисунок 9 - Возвышенность, рассеченная оврагами Рисуем висячие долины Рисунок 10 - Штрихи при схематическом изображении висячих долин Рисуем высокогорье Рисунок 11 - Штрихи при изображении «кресловин» (каров) высокогорья Рисуем округлую возвышенность Рисунок 12 - Округлые формы возвышенности, изрезанной балками и оврагами

Не следует также перегружать рисунок штрихами. Иначе получается не то гравюра, не то рисунок, А вернее говоря, ни то, ни другое.

Вообще усвоим золотое правило: лучший рисунок это тот, из которого нельзя без ущерба выбросить ни одной линии, ни одного штриха. Правда, это идеал, но к этому идеалу следует стремиться. Штрихи камней Рисунок 13 - Штрихи, передающие характер камней Рисуем горы и каменные породы Рисунок 14 - Штрихи, передающие сложные формы рельефа и прочность каменных пород

Рисование географических объектов с натуры

Географу очень часто приходится зарисовывать открывающиеся перед ним виды на местность, занимающую большое пространство. Мы уже знаем, насколько здесь необходимы знания законов перспективы и уменье применять их на практике.

Но, как к в других случаях рисования с натуры, здесь необходима некоторая тренировка, которая и дает потом необходимые навыки. Иначе говоря, для приобретения навыков в рисовании нужна соответствующая практика. Рисуем кустарники пустыни Полукустарники на склоне Рисунок 15 - Кустарники полупустыни (вверху - на равнине, внизу - по склонам)

Примеры рисунков карандашом

Рисуем бугристые пески Рисунок 16 - Бугристые пески по берегу Каспийского моря близ Апшеронского п-ва Рисуем деревья Рисунок 17 - Различные способы передачи характера крон и листвы деревьев. Как рисовать деревья, есть в отдельной статье. Рисуем деревья штрихами Рисунок 18 - Штрихи, передающие различный характер листвы деревьев Рисуем растительность штрихами Рисунок 19 - Различные типы растительности на разном расстоянии Рисуем карандашом озеро Рисунок 20 - Передача штрихами неба и спокойной поверхности воды Рисуем воду карандашом Рисунок 21 - Передача спокойной поверхности воды малым количеством штрихов Пример рисования реки Рисунок 22 - Участки плеса и переката небольшой реки Рисуем легкие волны Рисунок 23 - Штрихи, передающие волнение на небольшой реке Слабые волны Рисунок 24 - Передача слабо колышущейся поверхности воды малым количеством штрихов Рисование моря карандашом Рисунок 25 - Штрихи, передающие движение воды в море при слабом волнении (две стадии)

Лучше всего, конечно, если мы имеем возможность производить зарисовки подобных местностей с натуры. Но тут встает очень серьезный вопрос: где взять такие местности с дальними горами или хотя бы возвышенностями, где взять обширные равнины, которые можно обозревать с возвышенности?

Такие места нам могут встретиться во время наших экскурсий или экспедиций. Но экскурсии, а тем более экспедиции, преследуют иные, более сложные задачи, и заниматься упражнениями в рисовании там уже не приходится. Там нужно уже уметь делать нужные зарисовки.

Кроме того, наши занятия по рисованию протекают главным образом в течение учебного периода, когда трудно выкроить время на дальние выходы за пределы города, да и погода в это время не всегда благоприятна. Все это заставляет нас искать иные пути.

В данном случае мы предложим рисование со стенных географических картин, а потом уже, после приобретения некоторых навыков, перейдем к рисованию видов местности в натуре.

Рейтинг: 5/5 - 1 голосов