Изображение на плоскости
Помогает обучить рисованию изображение на плоскости предметов с помощью оконного стекла. Для того чтобы ученик яснее представил себе последовательность процессов создания рисунка на материале, он должен научиться рисовать на оконном стекле изображение предмета, который он видит из класса.
Чтобы объяснить, как нужно вести наблюдение над предметом и изображать его на стекле (плоскости), педагог садится на стул возле окна и показывает ученикам сквозь стекло окна какой-либо предмет, например дом.
При этом один глаз у него закрыт, другой прищурен.
Учитель обращает внимание учеников на то, что воображаемая соединительная линия между окном, сквозь которое виден дом, и вершиной крыши наблюдаемого дома в натуре касается стекла окна в определенной точке. Если эту точку пересечения нанести воском или мылом, то получится отображение той точки дома, которую учитель и ученики видят за окном.
В природе существует реальный предмет – дом, а на стекле окна – его рисунок – контур. Так как художник повернул голову уже при нанесении первой точки пересечения на стекло, то он вновь должен возвратиться в первоначальное положение прежде, чем приступить к нанесению отметки второй и каждой последующей точек.
Если же он хочет нанести на стекло отметку второй точки, то он должен повернуть голову так, чтобы отметка первой точки на стекле совпала, в свою очередь, с точкой предмета в натуре. При изображении третьей точки две предыдущие отметки на стекле должны совпасть с соответствующими точками предмета в натуре и т. д.
Для объяснения метода изображения на плоскости достаточно нарисовать на стекле только часть дома. После проведения такого занятия учащиеся убеждаются в правильности теории создания рисунка, а потом каждый из них со своего места наносит отметки точек предметов, наблюдаемых в натуре, уже в другом окне.
Но прежде чем ученики начнут свои зарисовки, преподаватель должен удостовериться в том, находится ли стекло в вертикальном положении и направлен ли взгляд учеников перпендикулярно к стеклу.