Можно ли научить рисовать каждого
Человек в рисунках может изобразить окружающий его мир таким, каким он его видит и представляет, но может показать в рисунке и свое, индивидуальное восприятие.
Каждого нормального человека можно научить рисовать с большей или меньшей точностью то, что он непосредственно наблюдает, конечно, если у него есть необходимые для этого данные.
Как научить рисовать
Процесс этот весьма сложный. А изобразить свои представления в рисунках еще сложнее. Непременным условием для этого является хорошее состояние нервной системы и слаженность духовных процессов, полная координация соответствующих центров нервной системы.
Кроме того, очень важно, чтобы упражнения по рисованию с натуры и «по представлению», равно как и другие упражнения по графике, проводились правильно, организованно и систематически. Постараемся ответить на вопрос Можно ли научить рисовать каждого? Художественное воспроизведение «по представлению» является довольно ограниченным, ибо художник может изображать предметы и явления такими, какими он когда-то видел их, либо какими себе их представлял. Но в определенных условиях это воспроизведение может носить и элементы творчества, обусловленного систематической работой над изображением, созреванием художника, а иногда этот процесс возникает произвольно, как бурный порыв.
Считают, что такой процесс творчества закономерен на определенных стадиях развития ребенка и чаще всего происходит именно скачками, свидетельствующими об определенной закономерности его.
Обучение рисованию – малоисследованная область воспитания, перед которой наука еще в большом долгу. Следовательно, художественные наклонности развиваются в зависимости от состояния нервной системы и ее деятельности, могут совершенствоваться в процессе правильного обучения и закрепляться практикой. Может показаться, что нервная система работает более напряженно при создании рисунка по представлению, чем при зарисовке непосредственно с натуры.
Но это не так. Программа обязательного художественного воспитания в общеобразовательной школе не предусматривает обучения профессиональному мастерству, таким мастерством могут овладеть талантливые ученики вне школы или в специальном учебном заведении.
Как рисуют дети
При обучении рисованию в школах ориентируются на учеников средних способностей, поэтому и требования к ним изменяются по мере роста и степени развития. Рисунок 1 - Рисунки детей
В практике обучения рисованию мы обычно определяем учеников средних, выше или ниже средних способностей к изобразительному искусству. При этом учитывается, что понятие «изобразительный» шире, чем «рисующий».
Учеников с выше средними способностями к рисованию обычно немного. Учеников средних способностей к рисованию бывает больше, но процент их также невелик. Всех остальных учащихся, кроме дефективных детей, можно отнести к группе с посредственными способностями.
Состояние нервной системы и координация соответствующих ее центров различны у детей, подростков и совершеннолетних, у нормально развитых детей и у дефективных. В этом нас убеждает и процесс развития детского рисунка, проявление наклонностей к рисованию.
После первых каракулей (рис. 1 а), когда ребенка приводят в восторг черточки, оставленные его грифелем, он уже стремится придать содержание своему рисунку (рис. 1 b). Позже ребенок в состоянии изобразить уже основную тему рисунка (рис. 1 с) и все дополнения к ней.
Наивный детский реализм характеризуется, главным образом, тем, что дети рисуют то, что они знают о вещи, а не рисуют вещь такой, какой видят ее. Причем самим детям их первые рисунки кажутся полными и широкими, а с точки зрения взрослых они в большинстве случаев не верны.
Как видим, научить рисовать каждого довольно легко, начиная с детского возраста, а вот если человек уже старше, то он должен пересмотреть свое отношение к этому творчеству, так как умелое рисование - это, в первую очередь, превосходное состояние души человека.
Детское воображение, еще не руководимое и не корректируемое разумом, по оригинальным, свойственным только детям представлениям, объединенным часто совершенно нелогично, проявляется иногда даже в удивительно художественных поэтических рисунках, удивляющих нас подбором цветов, формами и расположением в плоскости.
Создание таких произведений практиковалось в эпоху так называемого «свободного рисования», когда не учитывались способности детей нормальных и дефективных. Учитель разрешал рисовать детям свободно, по собственной инициативе, не требуя при этом, чтобы ребенок сравнивал свои рисунки с действительностью.
Дети, которые подобным образом «свободно рисовали», в дальнейшем начинали относиться к своим рисункам все более критически. Наконец ученик начинал понимать, что его рисунки не отвечают действительности, и вообще переставал рисовать.
Обязанностью школы, педагога является развитие и углубление у ученика его способностей к художественному творчеству; это обусловлено и учебными программами.
Действующий в Чехословакии с 1954 г. "Закон об обязательном и бесплатном всеобщем обучении всех детей от 6 до 14 лет" предусматривает последовательное обучение рисованию с натуры как один из важнейших элементов политехнического образования. В этих программах исключена и осуждена порочная практика «свободного рисования».