Перенесение направлений и изображение предмета

Перенесение направлений и изображение предмета на бумаге и вычерчивание  их проекций можно выполнять, когда ученики умеют определять направления и соотношения между ними (рис. 1).

Перенесение направлений с натуры

Выполнение упражнения. С помощью карандаша, приложенного к доске в фасадном положении, определяем направление проекции отрезка. Передвигаем карандаш по чертежной доске прямо к точке, в которой собираемся чертить направление. Когда конец передвигаемого карандаша совмещается с воображаемой точкой на рисунке, отмечаем следующую точку проекции этого отрезка. Соединив эти две точки на рисунке, получим положение отрезка линии предмета в натуре. Передвигать карандаш нужно осторожно, не меняя его направления, в противном случае можно получить неправильное изображение.

Данное упражнение по рисованию с натуры следует повторить для проверки правильности рисунка (передвигая карандаш от модели к рисунку). При этом нужно обратить особое внимание на то, чтобы чертежная доска находилась в фасадном положении, а края ее были горизонтальными. Если это направление совпадает с направлением на рисунке, то проверку будем проводить в обратном направлении, то есть, наклонив карандаш и перемещая его по фасадному рисунку от изображения к направлению модели. Если будет полное совмещение, то перенесенное направление правильное. Наконец, правильность изображения направлении можно еще проконтролировать, отойдя от рисунка на определенное расстояние.

Перенесение направлений – процесс довольно сложный. С ним знакомят учащихся на II ступени школ. При 1ЫП0ЛНении данных упражнений следует особенно следить за внимательностью учеников. Приобретенный навык точного и верного перенесения направления является основой для дальнейшей успешной работы.

Измерение размера предмета при рисовании

К способам, с помощью которых мы создаем точный рисунок, относится и измерение. Посредством измерения мы определяем соотношения между размерами целых или частей целых. Слишком малые размеры деталей обычно измеряются, их в большинстве случаев достаточно лишь определить.

Точное измерение является необходимой основой для создания рисунка с натуры. Если овладеть этим способом и тщательно придерживаться его в выполнении рисунка, то это принесет колоссальную пользу в работе. Этому способу не доверяют лишь те, кто проводит измерения небрежно. Перед ознакомлением со способом измерения следует провести ряд упражнений по визуальному, или глазомерному, измерению.

Упражнения по измерению

На рисунке ниже правильно показано положение карандаша-глазомера, который нужно держать тремя пальцами. Чтобы положение карандаша было стабильным и фасадным при ведении измерения, надо придерживать карандаш со стороны тела указательным и безымянным пальцами, а со стороны, наиболее удаленной от корпуса, – средним пальцем. Большой палец должен быть совсем свободным и служить лишь для определения расстояния, им не следует придерживать карандаш. У пальцев, в которых держим карандаш-глазомер, сгибаем только две последние фаланги.

Измерение при рисовании

Ладонь или кулак не следует поворачивать в сторону. Направление ладони должно быть продолжением направления предплечья. На рисунке демонстрируется описанное положение, оно стабильное, фасадное. В противном же случае положение было бы неустойчивым, нефасадным, то есть неприемлемым для измерения, получились бы своеобразные качели.

Если рука в запястье не будет вывернута, то положение карандаша будет оптимально фасадным. Карандаш надо держать крепко, тремя средними пальцами, легко касаясь его большим пальцем так, чтобы при передвижении большого пальца фронтальное положение карандаша не менялось. Педагог должен научить учеников держать карандаш-глазомер в правильном положении.

Последовательность действий при этом такая: учитель показывает те движения, которым он хочет обучить учеников, – как поднять руку в вытянутом положении так, чтобы ладонь была раскрыта, повернута к окнам, пальцы вытянуты. Далее сгибает две последние фаланги трех средних пальцев. Мизинец и большой палец свободны. Ученики следят за движения ми учителя, потом повторяют их. Преподаватель подкладывает под средний палец карандаш так, чтобы он находился в поднятой руке горизонтально, острым концом к бумаге.

Вытягивать руку до горизонтального положения нужно так, чтобы карандаш-глазомер находился в вертикальном положении. Учитель исполняет это упражнение сам, потом контролирует действия каждого ученика. Конечное положение демонстрирует, повторяя его несколько раз.

Когда ученики уже научились правильно держать карандаш-глазомер, учитель проводит с ними упражнения по отмериванию, а потом по измерению.

Под отмериванием мы понимаем определение данного размера, под измерением – определение соотношений размеров.

Карандаш, который мы держим в вытянутой руке в правильном, фасадно-вертикальном положении, передвигаем так, чтобы его конец совместился с одной определенной точкой предмета в натуре (хотя бы с верхним краем дымовой трубы). Когда ученики освоились с этим заданием, они могут начать откладывать высоту трубы. Карандаш, находящийся в вытянутой руке, передвигаем так, чтобы его верхний конец совместился с верхним краем трубы, одновременно ноготь большого пальца должен легко коснуться карандаша в той точке, где возле карандаша виден нижний край трубы (иногда необходимо подтянуть вверх карандаш, иногда задвинуть его другой рукой).

Соотношение в натуре

Чтобы ученики уяснили себе, для чего они должны при отмеривании и измерении держать карандаш в вытянутой руке, учитель проводит с ними два упражнения.

Первое упражнение. Ученики отмеряют карандашом, который они держат в вытянутой руке, какой-либо отдаленный предмет в натуре. Потом сгибают руку, но отрезок, отмеренный на карандаше при вытянутой руке, оставляют неизменным. Затем ученики сравнивают отрезок отложенный на карандаше, с отрезком линии предмета. Учитель спрашивает учеников о результате их наблюдения (ученики отметили: отрезок на карандаше условно увеличивается по сравнению с отрезком на линии предмета в натуре, который условно уменьшается).

Второе упражнение. Ученики с помощью карандаша, который держат в вытянутой руке, отмеряют такие же по величине расстояния, как и в предыдущем упражнении. Отмеренный на карандаше отрезок надо придерживать большим пальцем и в том случае, когда опускают руку вниз. Когда же спустя минуту ученики продолжат измерение, они держат руку так, чтобы отрезок на карандаше совместился с отрезком на линии предмета в натуре.

Ученики делают вывод: расстояние от глаза до наблюдаемого предмета не изменяется, но при большем или меньшем вытягивании или сгибании руки отрезок на карандаше можно с ним совместить. Но когда отмеряют это расстояние в натуре с помощью карандаша в вытянутой руке, то отрезок на карандаше будет одинаков по величине с данным расстоянием и при первом измерении и при последующих.

Поэтому при определении и измерении расстояния рука должна быть вытянута, в то время как при перенесении направлений лучше, если она согнута.

При измерении речь, прежде всего, идет о том, как обеспечить самую точную фасадность карандаша-глазомера. Измерение можно производить с помощью различных предметов, которые находятся под рукой: карандаша, стебля, соломки или прутика. Определяем, сколько раз мы можем меньшую часть поместить на большей. Потом выбираем и зарисовываем на бумаге крупным планом эскиз малой части в нужном нам размере и пользуемся им как основным, в соответствии с которым зарисовываем, соблюдая пропорциональность, остальные размеры.

Проводить измерения сантиметровой линейкой не рекомендуется, так как в этом случае художественный прием сводится к сухому вычислению. Так как с помощью определения и измерения зарисовывают основные размеры, направления и опорные точки рисунка, то все упражнения но данной теме надо своевременно и тщательно проработать. Ученикам нужно так подать материал, чтобы они, ознакомившись с этими приемами, приобрели определенный художественный навык.

Лучше, если преподаватель ознакомит учеников с упражнениями по этой теме еще задолго до применения данных способов на практике. Рекомендуется давать такие упражнения в конце урока, когда основной материал изложен и проработан. На одном уроке следует рассматривать и прорабатывать не более одного приема или одной части его. Ранее разобранные способы надо повторять как можно чаще.

Не следует на одном и том же уроке, даже если он специально посвящен разработке данной темы, затрагивать объяснение разных приемов, а также злоупотреблять приемами измерения в деталях.

Рисование сложных форм с помощью негатива

Сложные формы, силуэты веточек, насекомых и т. д. можно рисовать, пользуясь приемом, который принято называть негативным. Это шестой прием из упражнений, перечисленных ранее. Негативный прием является собственно задним планом или фоном частей и контуров наблюдаемой позитивной формы предмета. Негативные формы на следующем рисунке заштрихованы.

Рисование с помощью негативной формы

Процесс рисования с помощью негативной формы начинаем с той части изображаемого предмета, которая является фасадной или ровной (приблизительно фасадной и ровной). У листа нарисуем прежде всего веточку, потом контурной линией, обозначенной цифрой 1, наметим длину листа, сопоставим с ней ширину его и, наконец, обведем контур, обозначенный цифрой 2. У веточки на рисунке нарисуем, прежде всего, фасадный лист 1. Соседнюю форму к нему пририсовываем следующим образом: на первом листе отмечаем точку, из которой будет выходить ближайший контур листа 2. Потом зарисовываем ближайший контур листа и негативную форму между его черенками. Размечаем длину, ширину и общий контур листа 2.

Подобным же образом рисуем следующий лист. Начинаем зарисовку, как и в предыдущем листе, с ближайшего контура. У мотылька зарисовку надо начинать с оси, потом обозначать угол верхних крыльев (их внутренних контурных линий) и нижнюю негативную форму между крыльями, затем отмечать отношение всей ширины к высоте и, наконец, форму всего контура.

Рисование силуэта веточки
Рисование силуэта веточки

Можно начать рисунок также с зарисовки всей формы мотылька, с его оси. Остальные части зарисовываются так же, как и в предыдущем случае. У птицы зарисовывается, прежде всего, туловище, потом контур (1), голова (2), контур (3 и 4). При расположении на рисунке головы и контура 3 определяем форму и размер негатива. Направление клюва выясняем и переносим на рисунок с помощью карандаша-глазомера.

Контроль рисунка

Ученик проверяет, правильно ли он сделал рисунок, повторяя применяемый ранее прием рисования или сравнивая рисунок с моделью (отступив на 2–3 м). Прежде чем отступить, ученик подпирает свой рисунок крышкой (Б), сделанной из плотных досок формата тетради, которую устанавливает непосредственно возле модели, со стороны, защищенной от источника света (чтобы затемнить рисунок).

Контроль рисунка

Как должен ученик это сделать, чтобы не изменился угол наблюдения, показано на рисунке (А).

 

Subscribe

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *