Примеры рисунков с перспективой
Ознакомившись с основными положениями линейной перспективы в теории, перейдем к наблюдениям и изучению этих положений в натуре. Приведем примеры рисунков с перспективой. Удобнее всего подобные наблюдения начинать с прямолинейных улиц, на которых имеются дома в несколько этажей. Рисунок с перспективой
Прогуливаясь по таким улицам, вы выбираете наиболее подходящий участок с уходящими вдаль домами. Обратите внимание на нижние линии крыш. Если они находятся выше уровня ваших глаз (выше горизонта), то нижняя линия крыш, по мере удаления от вас, явно спускается книзу.
То же самое вы видите по линиям карнизов, по мысленным линиям, соединяющим верхние и нижние границы окон верхних этажей. Рисунок 1 - Уходящий вдаль берег реки
Горизонтальные же линии, лежащие на уровне ваших глаз, так и остаются горизонтальными. Если вы стоите на некоторой высоте (на уровне вторых или третьих этажей), то ясно видите, как основания домов и линии окон нижних этажей, расположенные ниже уровня ваших глаз, повышаются.
Если мысленно продолжить все наблюдаемые вами уходящие от вас параллельные линии, то ясно видно, что все они сойдутся на горизонте в одной точке - точке схода.
Наблюдения подобного рода можно производить и в комнатах. Но если комнаты очень малы, то первые (начальные) наблюдения производить в них очень трудно, поэтому первые наблюдения над явлениями перспективы и удобнее начинать с крупных предметов, т. е. на улицах.
Когда же глаз привыкнет, то те же перспективные изменения он будет замечать и на мелких предметах: столах, стульях, книжных полках и т. д. В этой статье Вы сможете увидеть примеры рисунков с перспективой. Очень полезно продолжить эти наблюдения, просматривая иллюстрации книг и журналов, изображающие города, площади, улицы.
Здесь положение линий крыш, карнизов, окон, фундаментов и других можно проверить при помощи линейки. Та же линейка, или, еще лучше, линии, слегка намеченные по линейке, точно определят нам точки сходов на горизонте. До сих пор мы говорили главным образом о предметах, построенных человеком.
Это делалось потому, что предметы, построенные человеком, имеют чаще всего геометрические, т. е. более простые формы, в которых легче подметить законы линейной перспективы. Однако не следует забывать, что эти законы существуют везде.
Поэтому после ряда наблюдений над крупными геометрическими формами (постройками человека) мы непременно должны перейти к наблюдениям над более сложными Формами предметов в природе. Сначала можно взять природные предметы, но имеющие элементы воздействия на них человека.
Сюда относятся аллеи каких-либо деревьев (смотрите как рисовать деревья) уходящие дорожки парков, обсаженные деревьями. Потом очень полезно наблюдать людей на улицах и на дороге.
Если местность ровная и мы стоим на каком-либо пункте этой местности, то головы людей, находящихся перед нами, будут, примерно, на одном уровне (рост приблизительно одинаковый), а уровни ног различны. Последнее положение обусловлено уже расстоянием. Развивая свой глаз дальше, вы будете видеть перспективные изменения в группах деревьев, на окраине леса (рис. 2), по берегам рек (рис. 1) и в отдельных возвышенностях (рис. 3).
Хорошо развитой глаз художника видит ясно все перспективные изменения в фигуре и лице и в других частях человеческого тела. Рисунок 3 - Возвышенный берег Волги, рассеченный балками и оврагами
Изучение перспективы при рисовании с натуры
Рисование с натуры, в целях изучения перспективы, лучше и удобнее всего производить во дворе, на улице или в поле. Но в наших городских условиях это не всегда бывает возможно. Однако и здесь есть некоторые выходы. Те, кто имеет окна с видом на улицу, могут рисовать из окон схемы домов с натуры.
Те же, кто подобными условиями не располагает, принуждены будут довольствоваться комнатой. Здесь опять могут встретиться два варианта: комнаты большие и комнаты маленькие. Гораздо легче и удобнее проводить наши упражнения с рисованием в больших комнатах, где есть возможность располагаться па стуле в 5-8 м от изображаемых предметов (шкафа, стола, окна, двери, голландской печи и т. д.).
Если же комната маленькая и к тому же тесно заставлена различными предметами, где и кусочка чистой стены нужного размера трудно выкроить, там максимальным расстоянием может быть 2-3 м. При этих условиях изображать можно только схемы мелких предметов (небольшого ящика, коробки, книг).
Вот почему некоторые упражнения мы дадим для большой комнаты, а некоторые - для комнат небольших размеров. Однако считаем необходимым сказать, что размеры комнаты имеют значение лишь в начале работы, а дальше изучать перспективу при рисовании можно где угодно и при каких угодно условиях.
Урок рисования перспективы
Возьмите лист настольной или оберточной бумаги, цвет которой не сливался бы с цветом стен комнаты, и приколите его кнопками к стене так, чтобы нижний край листа, параллельный полу, находился на 1 м 10 - 20 см от пола (высота глаз сидящего на стуле человека).
Стул, на котором вы будете сидеть, должен быть в 4-5 м от ближайшего к вам вертикального края листа. Луч вашего зрения должен падать на поверхность листа под углом приблизительно 30-40°. При таких условиях вы ясно видите, что нижний край бумаги горизонтален (он на уровне ваших глаз), а верхний, удаляясь, спускается вниз.
Теперь, пользуясь уже знакомым нам способом (зарисовка газет на полу), мы строим рисунок этого листа. Потом тот же лист мы прикалываем так, чтобы верхняя его грань оказалась на уровне ваших глаз, и так зарисовываем.
Далее третье положение - средина листа на уровне глаз. Четвертое положение, когда верхний кран листа ниже уровня ваших глаз, и, наконец, пятое - нижний край бумаги выше уровня глаз. Рисунки должны строиться точно, при помощи уже хорошо знакомого нам способа (т. е. на глаз, но с обязательной проверкой всякий раз, путем измерения карандашом на вытянутой руке).
До сих пор мы рисовали схему листа, не сходя с места. Теперь измените место так, чтобы угол вашего зрения падал на лист под углом менее 30°. Так повторите хотя бы первые три упражнения, а еще лучше, если вы проделаете все пять. Понятно, что все указанные упражнения выполняются не в один урок, иначе внимание утомляется, и работа не принесет должной пользы.
В комнате малых размеров можно брать картон или лист размерами 40-60 см и проделать те же самые упражнения, только в расстоянии 2-3 м. Для проверки правильности сделанных вами рисунков можно рекомендовать следующий способ. Вы кладете рисунок на стол на газету, прикладываете точнее линейку к верхнему краю изображенного на рисунке листа бумаги, т. е. листа, находящегося на стене, и проводите карандашом линию (часть ее может оказаться на газете).
То же сделайте с нижним краем листа на вашем рисунке. Если линии пересекутся на горизонте, то рисунок построен правильно. Приведенные нами упражнения довольно скучны, но польза от них очень большая. Помимо упражнений в изучении перспективы, здесь вы упражняетесь в рисовании с натуры.
Эти доступные упражнения открывают перед вами двери для рисования схем больших предметов, находящихся в комнате, и зданий, которые можно видеть из окна.
Построение линейной перспективы
Возьмите простой ящик размерами, примерно, около 0,5-0,7 м в длину и поставьте его на стол так, чтобы верх ящика был на уровне ваших глаз, т. е. на высоте 1 м 10-20 см от поверхности пола. Сядьте па расстоянии 3 м от ближайшего к вам ребра ящика и постройте схему рисунка этого ящика.
Сначала вам придется внимательно присмотреться к размерам и очертанию ящика, не обращая внимания на детали, т. е. доски, щели, гвозди и т. д. (так же, как вы поступали в упражнениях с рисованием цветочного горшка с веткой, намечая верх и низ и вообще то место, которое займет будущий рисунок). Нужно стараться, чтобы рисунок был в середине листа, удобно и красиво расположен, чтобы не оставалось по краям слишком больших полей или, наоборот, чтобы поля не оказались слишком малыми.
Измерив более точно длину и высоту всей «массы» ящика (силуэта ящика), вы вносите соответствующие исправления и потом уже при дальнейшем рисовании ни в коем случае не выходите из намеченных пределов. После того как местоположение рисунка и упрощенный силуэт изображаемого предмета намечен, вы переходите к построению самого рисунка.
Сначала вы находите место ближайшего к вам ребра ящика на вашем рисунке и здесь проводите вертикаль. Далее отмечаете высоту этого ребра, потом находите место и размеры левого, дальнего ребра и, подобно тому как вы рисовали лист бумаги на стене, строите сначала одну сторону ящика, потом другую и т. д.
Построив и проверив правильность рисунка тем способом, о котором говорилось в предыдущем упражнении, вы переходите к следующему рисунку того же ящика, на этот раз поставленного уже на пол. Теперь вы ясно видите три грани ящика. Третья, т. е. верхняя, грань в новом для вас положении. Но смущаться не следует.
Когда вы правильно построите две боковые грани, то их верхние края определят положение верхней грани. Необходимо только помнить, что каждая пара параллельных линий верхней грани также, согласно законам перспективы, сходится в одну точку на том же горизонте. Измерения при помощи карандаша позволят вам правильно изобразить степень сближения и этих параллельных линий.
Проверка правильности рисунка та же самая. Точка схода всех параллельных линий, должна быть на линии горизонта. Говоря о способах проверки рисунка, мы имеем в виду именно только проверку рисунка. Не следует перспективные изменения вычерчивать по линейке, иначе у вас не разовьется глазомер.
Позже, когда получится достаточный навык, мы уделим значительное внимание именно этим геометрическим построениям перспективных изображений. В комнатах малого размера вместо ящика можно брать коробку из-под печенья или обуви. Нет необходимости ставить этот предмет на пол, можно просто положить его на стол.
А для первой установки на уровень глаз можно употребить любую подставку. После упражнений с ящиком удобнее всего перейти к книгам. Толстая книга или стопка одинаковых книг на столе и на полу является очень хорошим объектом для рисования. Здесь уже можно в схеме рисунка наметить отдельные книги, корешки и углы переплета, обрезы. Но все это также после соответствующих измерений. Рисунок 4 - Удаляющиеся параллельные линии сходятся в двух точках схода А и В (С - высшая точка крыши)
Если упражнения по рисованию перспективы дали хорошие результаты, то вы можете переходить к построению схем этажерки, книжных полок, шкафов и вообще рисовать любые предметы, форма которых близка к геометрическим телам.
Схему можно далее превращать в рисунок и применять тушевание штрихами, приняв во внимание лишь то, что штрихи должны подчеркивать характер изображаемого материала. Здесь не следует забывать нашего основного правила штриховки: ни одного ненужного (лишнего) штриха!
Применение законов перспективы при рисовании
Мы уже имели случай убедиться, что знание законов перспективы помогает точности построения рисунка. Это достаточно хорошо было видно из предыдущих примеров упражнений. Но в наших упражнениях мы брали только наиболее яркие и простые случаи. Многим в часто приходиться рисовать дом.
Сейчас мы рассмотрим как правильно рисовать дом. Теперь же рассмотрим несколько примеров более сложных построений. В отличие от прежних упражнений, когда мы умышленно воздерживались от использования линейки, теперь мы, наоборот, будем строить чертежи, соблюдая необходимую точность, и, естественно, будем пользоваться всеми необходимыми чертежными инструментами. Рисунок 5 - Схема двух ближайших к зрителю стен дома
Пусть нам требуется изобразить обычный двухэтажный дом с натуры. Сначала мы тщательно строим схему двух стен (рис. 5). Потом, как это делалось нами для проверки правильности рисунка, проводим линии верхних и нижних границ стен до горизонта (рис. 4). Эти линии сходятся в двух точках схода А и В. Далее находим высшую точку крыши С, проводим от нее линию к точке схода В, и линия гребня крыши найдена.
Теперь переходим к окнам. Их много, и все они различаются до своим размерам: ближние - больше, дальние - меньше. Нет надобности находить место для каждого окна и вырисовывать каждое окно отдельно. Достаточно правильно определить положение только двух первых ближайших к нам окон (одно в верхнем, другое. в нижнем этаже).
Проводя через найденные точки линии к точкам схода, мы тем самым определяем положение всех окон ( В данном случае, чтобы не усложнять дела, мы не говорим о том, что расстояние между окнами и ширина окон по мере удаления также уменьшаются.). Рисунок 6 - Перспективное изображение дома (схема)
Видите, как знание законов перспективы облегчает построение.
Еще один пример рисования перспективы
Пусть нам требуется построить перспективный чертеж этажерки. Подобно тому, как изображались нами стены дома, изображаем ближайшие к нам три стойки этажерки в виде вертикальных линий, отбросив все детали (рис. 7). Теперь, как при проверке рисунка, проводим соответствующие линии к точкам схода.
Далее на ближайшей к нам вертикальной стойке СО находим местоположение каждой полки и проводим от них линии к точкам схода. Пересечение этих линий с двумя другими стойками определит положение каждой полки.
Линии, проведенные от этих новых точек к точкам схода, дают точное изображение каждой полки и одновременно определяют положение и размеры четвертой, дальней стоики. Так мы получаем довольно точный чертеж этажерки. Рисунок 7 - Построение перспективного изображения этажерки: три стадии изображения; СО - ближайшая к зрителю стойка.
Далее попробуем построить перспективное изображение дома, который находится выше уровня наших глаз (выше горизонта). Рисунок 8 - Перспективное изображение домика, находящегося выше горизонта
Так же, как и в первом случае, мы строим две передние стены и проводим линии к точкам схода. Пользуясь далее точками схода, мы находим и все другие необходимые для нас линии (рис. 137). Рисунок 9 - Рисунок дома с перспективой
Таким же точно образом мы можем построить схему рисунка или чертежа дома, основание которого лежит на горизонте или ниже линии горизонта (рис. 138), башни (рис. 139), группы зданий и т. д. Рисунок 10 - Перспективное рисование башни, основание которой находится на уровне глаз наблюдателя
Природные предметы обычно не отличаются геометрической правильностью, но все же многие из них можно свести к какой-то упрощенной схеме геометрического характера, а потом уже внести соответствующие исправления. Приведем ряд примеров (рис. 11- 12). Рисунок 11 - Речные террасы (Предкавказье) Рисунок 12 - Типы ледниковых долин четвертичного оледенения
На нижнем рисунке видны террасы (Алтай). Рисунок 13 - Берег Волги, разрезанный речками на части (южнее Сызрани)