Программа обучения основам рисования с натуры
Современная программа рисования с натуры и методические пособия планируют обучение художественному мастерству для I ступени общеобразовательных школ по четырем разделам:
- рисование с натуры и по памяти (важнейшая часть обучения рисованию),
- декоративное рисование и письмо (шрифты),
- рисование на заданную тему,
- беседы об искусстве. Рисование непосредственно с натуры – это такой процесс, при котором художник наглядно видит изображаемый предмет.
При рисовании по памяти художник воспроизводит на бумаге предмет, виденный ранее. При рисовании по представлению художник создает образы, которые он придумал, хотя воображаемые предметы или вымышленные им формы могут походить на те предметы или формы, которые он видел ранее.
При рисовании с натуры и по представлению преподаватель должен вести урок так, чтобы у ученика выработался навык постоянно сопоставлять нарисованное с натурой. Учитель должен научить ученика изображать предмет таким, каким он его видит.
Поэтому изложение материала необходимо построить так, чтобы конечной стадией обучения было осмысленное рисование, к которому ученик может подойти только благодаря целенаправленной и систематической работе учителя по определенным этапам.
Новейшую подробную разработку вопроса об этапах развития процесса рисования у детей можно найти в работах чешских педагогов – доктора Яромира Уждила, доктора Вацлава Пенце и др.
Уроки рисования с натуры и по представлению, разработка которых дана в этой книге, по разным причинам покажутся некоторым ученикам, да и преподавателям, довольно трудными. Объясняется это небольшим количеством часов и недостаточной подготовкой многих учителей к преподаванию такого курса рисования. Помощь учителям у нас оказывается в разной форме.
Специальные журналы «Художественное воспитание» и «Коменский» дают ценные методические советы и указания. Кроме того, наименее подготовленным учителям могут оказать помощь учебники и справочники по рисованию. Но авторы некоторых учебников, а также некоторые преподаватели считают, что пособие может оказать помощь педагогу лишь в том случае, когда в нем помещено то, что должны рисовать ученики, то есть комплекс рисунков.
Проведенное в школах обследование показало, что именно учебники такого типа отклонили многих учителей от правильного пути. Выяснилось также, что для учителя не является проблемой то, какие рисунки с детьми рисовать либо срисовывать, важнее решить вопрос, как научить школьников рисовать.
Педагог не может пользоваться лишь одними альбомами рисунков. Он должен знать, чему он хочет обучить учеников, какую для этого избрать тему, методику и как постепенно развивать художественные наклонности ученика, чтобы достичь конечной цели обучения – самостоятельного создания рисунка.
Путь обучения был бы более долгим, если бы рисование было изолировано от других предметов школьной программы. Но такой изоляции не существует, поэтому рисование надо рассматривать как одно из средств познания, играющее немалую роль в становлении мировоззрения молодого человека и в развитии абстрактного воображения.
Рисование – это средство наиболее быстрого, доходчивого и доступного восприятия мира, это результат процесса человеческого мышления и важнейшая основа для политехнического образования как неотъемлемой части воспитания нового человека.
Для решения проблемы воспитания и обучения нужно использовать все необходимые для достижения этой цели средства, при этом нельзя забывать о том, что рисование открывает большие возможности перед людьми с хорошо развитой зрительной памятью; для них рисование является верным путем к достижению полного, быстрого и прочного успеха в обучении даже в том случае, когда они обладают обычной средней памятью.
Поэтому в нашем блоге по рисованию в центре внимания находится рисование с натуры и по представлению.
Каждый учитель должен помнить, что его задачей является – научить учеников рисовать. Для достижения ее преподаватель избирает на уроках рисования определенную художественную тему и соответствующую технику рисования.