Рисование акварельными красками
В школе наиболее распространено рисование акварельными красками. Слово акварель происходит от латинского слова «аква» - что значит вода. Акварелью называют рисунок или картину, сделанную прозрачными красками, которые разводятся водой. Акварелью также называют и краски, разводимые в воде.
Однако следует сказать, что на воде разводятся и некоторые другие краски (гуашь, темперы и др.), но от акварели они отличаются тем, что не имеют прозрачности. Больше информации о рисовании читайте в нашем блоге по рисованию.
Акварельные краски бывают в твердом виде (плиточками или кружками) или в мягком (близком к густой сметане). В последнем случае они помещаются в особых тюбиках и по мере надобности выдавливаются на палитру (рис. 1). При рисовании акварельными красками когда краска подсохнет, полезно покрыть второй раз. При этом красочная поверхность будет значительно ровнее.
Упражнения по рисованию акварельными красками
Упражнение 1. Рисование акварельными красками начнем с такого упражнения: начертите четыре квадрата рядом и покройте их одним тоном, интенсивность которого постепенно увеличивается слева направо.
Это упражнение повторите различными красками (синей, красной, желтой).
Упражнение 2. Повторите первое и второе упражнения, но вместо квадрата возьмите круги с радиусом 2-3 см. Далее необходимо ознакомиться со смешением красок. Рисунок 1 - Цветы Лилии акварельными красками Рисунок 2 - Пример рисунка акварелью
Упражнение 3. Начертите два треугольника, частично налегающих друг на друга, и покройте один светлым синим тоном, а другой желтым. На месте налегания желтого тона на синий получите зеленый. Сделайте то же самое с синим и красным, с красным и желтым.
Упражнение 4. Начертите пять кружков и покройте их сочетанием двух цветов -синего и желтого - так, чтобы слева преобладал синий цвет, а вправо постепенно преобладал желтый. У вас получится ряд зеленых тонов от изумрудного до желто-зеленого. Проделайте то же, смешивая красный и синий, а потом красный и желтый.
Полезно также проделать упражнения с сочетанием всех трех красок, - получатся различные оттенки коричневых и серых тонов. Упражнение 3 дает возможность получить представление о трех основных цветах (синем, желтом и красном) и производных цветах (зеленом и фиолетовом) (На первых порах вместо красной следует брать малиновый цвет (краплак светлый)). Упражнение 30 дает представление о получении самых различных оттенков производных тонов.
Упражнения с акварельными красками следует производить без особой торопливости. Особенно важно, чтобы получались тона прозрачные (сквозь них легко читаются надписи, сделанные карандашом), чтобы окрашиваемая поверхность была без пятен (однообразная) и чтобы раскраска не заходила за границы начерченных фигур. В тех случаях, когда накладывается один тон на другой, следует поджидать, когда первая краска достаточно высохнет. Рисунок 3 - Пласты и сбросы
Ознакомившись на практике с акварельными красками и техникой их смешения и наложения, вы можете довольно успешно разрешать стоящие перед вами задачи. Но и здесь нужно начинать с самого простого. Так, например, сначала следует брать очень простой разрез - горизонтально залегающие пласты и сбросы (рис. 3), далее складки (рис. 4) и т. д.
Потом расцветкой можно показать геологический возраст пластов, сохраняя при этом условные обозначения (рис. 5). Наконец, можно приступить к расцветке пластов блок-диаграмм и т. д. Рисунок 4 - Рисуем складки Рисунок 5 - Условные обозначения
Между техникой использования цветных карандашей и акварельных красок большая разница, но применять акварельные краски мы можем в тех же случаях, что и цветные карандаши. Рисование акварельными красками позволяет работать много быстрее, особенно когда дело касается крупных рисунков.
Потом акварельные краски дают возможность получать почти неограниченное количество тонов различной силы и самых различных оттенков. Работы, сделанные акварельными красками, прочнее и приятнее для глаз, да и сам процесс работы акварельными красками доставляет человеку большее удовольствие.
Поэтому работа акварельными красками очень увлекательна. Не редки случаи, когда человек, ознакомившись с первыми приемами акварельной техники, начинает совершенствоваться дальше и переходит к изображению не только профилей и разрезов, но и любых объектов с натуры. Но здесь наша задача, связанная с техническим рисованием, уже кончается.
Человек, овладевший простейшими приемами рисования акварельными красками, может свою работу продолжить. Особенно полезным мы считаем упражнения с кистью. Для этих упражнений можно взять материал из статьи рисование деревьев и попробовать вместо карандаша «рисовать» деревья кистью. Слово рисовать мы здесь умышленно ставим в кавычках, ибо «рисование» кистью носит совсем другой характер.
Для начала мы берем, например, силуэт березы. При работе карандашом сначала строим контур. При работе же кистью никакого контура не строим, а, прикинув глазом на бумаге место будущего рисунка, кладем кистью сочное пятно и, расширяя его, постепенно приходим к форме кроны березы.
Это, делается быстро, причем кисть как бы играет в руке. Конечно, у вас не сразу получится удовлетворительный силуэт березы. Но после нескольких упражнений вы, несомненно, достигнете успеха.
Подобным же образом можно изображать силуэты сосны, ели и т. д. Здесь подкупают быстрота и выразительность рисунка. Эти упражнения хорошо развивают глаз и руку. Наиболее удобной краской для подобных изображений деревьев может служить смеси охры с ультрамарином или кобальтом (получается приятный серовато-зеленый тон). Эти упражнения можно производить, поставив себе задачу передать наиболее характерные формы рельефа.
Здесь удобнее брать коричневатые тона для изображения скал и утесов и серо-голубоватые для дальних гор. Когда изображенный таким образом силуэт подсохнет, можно более темным топом отметить теневые места, а в заключение подчеркнуть и детали.
Работы подобного рода дают возможность делать стенные географические картины, а также хорошие иллюстрации к докладам.
Описание акварельных красок
В заключение несколько слов о необходимых для нас красках. Рисование акварельными красками - это довольно интересное занятие. Акварельные краски обычно продаются в наборах от 5 до 12 и даже более красок. Для нас на первых порах необходимы три краски: красная, желтая и синяя. Но красных, желтых и синих красок бывает несколько.
Так, например, среди красных мы имеем: ярко-красную киноварь (окись ртути), красный кадмий (красная с темным оттенком), кармин и краплак (малинового цвета) и др. Самой удобной из них (для наших целей) является краплак светлый.
Краплак отличается тем, что при соединениях с другими красками не дает грязных тонов, что нельзя сказать о киновари и красном кадмии. Поэтому, соединяя краплак с синей, мы получаем все оттенки чистых фиолетовых цветов, соединяя с желтым - все оттенки, начиная с ярко-красного и до желто-оранжевых.
Из желтых для нас наиболее удобны гуммигут или кадмий. Гуммигут при соединениях с синими красками дает чистые зеленые тона всех оттенков. Кадмий светлый отличается теми же свойствами, но менее прозрачен.
Синие краски: ультрамарин (темно-синяя), берлинская лазурь (синяя) и кобальт (синяя с голубым оттенком). Для первых упражнений удобнее берлинская лазурь. Ее недостаток (быстрое выцветание) для наших первых работ особого значения не имеет. Достоинство берлинской лазури заключается в том, что она дает чистые тона, особенно при смеси с желтыми, что нельзя сказать об ультрамарине.
До сих пор мы говорили о красках, необходимых для первых упражнений. В дальнейшем можно постепенно вводить в употребление новые краски. Мы говорим постепенно, имея в виду изучение всех свойств введенной новой краски (в соединениях с основными уже хорошо нам знакомыми). Порядок введения новых красок может быть различен.
Для наших целей удобнее сначала ввести охру, потом сиену натуральную, далее зеленую (изумрудную зелень), потом заменить берлинскую лазурь ультрамарином и кобальтом и, наконец, тёмно-красную с коричневатым оттенком (английскую красную); киноварь в смеси лучше не вводить, а употреблять только в чистом виде.
В некоторых случаях употребляют еще черную и белую. Но Начинающему эти краски не нужны. Вот, собственно, и все необходимые краски. Все они, за исключением гуммигута и лазури, светоустойчивы, т. е. не выцветают от света (В наборах акварельных красок, существующих в продаже, не всегда можно точно знать, какие краски светоустойчивы.
Но это легко проверить. Вы берете бумагу и проводите одну под другой бледные полосы каждой краской. Потом бумагу разрезываете так, чтобы все полосы красок были на одной и другой половине бумаги. Теперь одну храните в темноте (в книге), другую выставьте дня на два-три на яркое солнце. Сопоставьте потом обе половины разрезанного листа и вы увидите, какие краски выцветают.
Для изготовления крупных стенных таблиц применяют более дешевые, так называемые клеевые краски. Их можно приготовлять самим, разводя порошки красок в жидком клеевом растворе. Но здесь при смесях необходимо употреблять и белила, которые позволяют осветлять темные тона.
Лучший клей - рыбий. Пригодны также хорошие сорта столярного клея. Клеевой раствор должен быть жидким (свободно льющимся даже при охлаждении). Клеевые краски не прозрачны (подобны побелке, применяемой для потолков).
Клеевые краски, высыхая, сильно светлеют, - это следует учитывать при работе. Для работы клеевыми красками нужны более жесткие щетинные кисти, т. е. те же, что и для масляных красок.