Рисование и география
Большинство исследователей-географов были хорошими рисовальщиками. Достаточно вспомнить такие имена, как Н. А. Северцов, Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, В. Р. Роборовский, В. П. Семенов-Тян-Шанский, Фритиоф Нансен и многие другие, которые очень широко пользовались рисованием в своих исследовательских работах. Это совершенно понятно.
Рисование и география имеют очень много такого, что нельзя передать словами и где непременно требуются изображения. Поэтому, если географ-исследователь не мог сам достаточно хорошо рисовать, он неизбежно должен был брать с собой в экспедицию художника. Водопад Дудхсагар, Индия
Изобретение фотографии в значительной степени облегчило работу географа-рисовальщика, но полностью заменить рисования не могло. Фотография берет все, что находится перед ее объективом, а потому на снимках среди деталей часто исчезает главное.
Рисование, наоборот, позволяет брать только то, что особенно важно для географа. Далеко не все географические объекты могут быть хорошо сфотографированы в силу их неудобного или недоступного положения. Но такие объекты легко могут быть зарисованы. Зарисовка одного из водопадов у Цейского ледника, который по условиям места совершенно невозможно было сфотографировать Лесная растительность приурочена к глинистым сланцам, а степная к известнякам
Фотографирование можно производить только при хорошем освещении, зарисовки же можно производить при любом освещении. Фотографический снимок вы получаете не сразу, и у вас нет уверенности в том, что снимок удался и передал именно то, что нужно. Рисунок же создается вами сейчас же, в момент вашего наблюдения.
На нем вы можете делать соответствующие пометки (цифры, подписи), а возле него всякого рода пояснения и зарисовки необходимых деталей, схем, разрезов. Словом, даже при наличии самых хороших фотографических снимков географу-исследователю совершенно необходимы всякого рода зарисовки.
Ответ на вопрос зачем нужно рисование вообще, дает отдельная статья.
Зачем рисование географу
Если рисование необходимо географу-исследователю, то оно еще больше необходимо преподавателю географии, ибо преподавание географии требует применения рисования в самой широкой степени.
Ну как, например, без схематического чертежа и рисунка на доске учитель сможет ознакомить учеников с формами рельефа, с положением, происхождением и жизнью грунтовых вод, с работой текучих вод? Как сможет он показать съемку местности в натуре, провести зарисовки на экскурсиях?
Правда, на экскурсии зарисовки производят главным образом ученики, но учитель должен уметь показать им, как это следует изображать, должен уметь рисовать, по крайней мере, не хуже тех учеников, с которыми ему приходится иметь дело.
Учителю географии без уменья рисовать обойтись нельзя. С этим положением, нужно сказать, согласны почти все преподаватели географии, но многие из них смущенно заявляют, что они рисовать не умеют, а некоторые даже полагают, что для этого у них нет никакой способности. Вот почему рисование и география так сильно связаны между собой. Это мнение, конечно, совершенно неверно.
Научиться рисовать может каждый. Для этого нужна только некоторая настойчивость. Рисование, о котором у нас идет речь, является не рисованием вообще, а лишь обыкновенным техническим рисованием, задачи которого много уже и определеннее.
Нужно овладеть только теми навыками в рисунке, которые совершенно необходимы для географа-исследователя и географа-преподавателя в его деятельности. К тому же мы берем главным образом физическую географию, что еще в большей степени сужает и уточняет нашу задачу.