Рисование на доске
Рисование на доске чаще всего является очень упрощенной схемой, которая служит дополнением к словесному изложению учителя. Рисунок 1 - Вверху - нисходящий источник, внизу - восходящий
Допустим, например, что вы хотите познакомить учащихся с источниками: нисходящими, восходящими и артезианскими колодцами. Словами рассказать это очень трудно, тогда как простейшие чертежи на доске делают все ясным (рис. 1).
Возьмем второй, более сложный пример. Известно, что склоны гор, обращенные навстречу дующим ветрам, получают большое количество осадков, а противоположные склоны, наоборот, - малое. На рисунке 2 вскрывается даже и причина этого. Рисунок 2 - Рисование на доске: Неравномерное распространение осадков в горах
Как правильно рисовать на доске мелом
Помимо указанных ценных качеств, рисунок на доске в какой-то степени помогает заполнить недостаток в наглядных пособиях. Кроме того, рисунок на доске и рисование с доски в тетрадях учащихся, помимо огромной пользы, делают урок более интересным, вносят разнообразие в работу, заставляют работать весь класс й дают возможность учителю быстро контролировать эту работу.
Учитель, который хочет изобразить нужный объект на доске, должен непременно к каждому чертежу и рисунку подготовиться. Это одинаково необходимо как для того, кто считает себя «не умеющим» рисовать, так и для хорошего рисовальщика. Не редки случаи, когда умеющие рисовать дают на доске менее ценные рисунки, чем те, которые «не умеют» рисовать.
Умеющие рисовать часто против воли делают рисунок сложным, трудно понятным и непосильным для ученика. Ученик, у которого рисунок в тетради «не выходит», мучается над техникой рисунка и забывает о главной сути дела. Ведь нам нужна не красота и сложность рисунка, а та мысль, которую выражает рисунок. А для этого чаще всего требуется именно очень простой рисунок.
Последнее можно видеть по тем рисункам, которые приведены здесь как примеры. Для людей, слабо владеющих техникой рисования на доске, необходимы упражнения. Доска и мел требуют особых подходов, особых навыков. Здесь, например, нельзя увидеть крупный рисунок в момент самого рисования, а нужно время от времени отходить от доски и смотреть на рисунок издали.
Иначе могут получиться искажения или очень мелкие детали, которые нельзя рассмотреть ученикам, сидящим далеко от доски. При рисовании на доске непременно нужно иметь в руках заранее сделанный рисунок на бумаге, с которого уже и производить рисование на доске. Рисование на доске мелом
Рисунок, который делается на бумаге, должен быть хорошо продуман и упрощен до пределов. Наилучший рисунок тот, в котором нет ни одной лишней черточки, ни одного лишнего изгиба.
Чтобы получить такой рисунок, нужно его не только хорошо продумать, но нарисовать раза 3-4, пока не выйдет наиболее подходящий для ваших целей.
Подготовка к рисованию на доске
Первое время приходится рисовать очень медленно, кое-что стирать, подправлять. Потом, по мере приобретения навыка, дело пойдет много быстрее. Придавая огромное значение рисункам на доске, считаем долгом напомнить, что подготовка к каждому рисунку должна быть особенно тщательна.
Мы должны дать на доске не только самые простые, но и самые верные изображения, потому что ученик не редко запоминает их на всю жизнь. Поэтому всякий неверно сделанный на доске рисунок больше приносит вреда, нежели пользы.
Поясним примером. Учитель изображает холм с такими крутыми склонами, что на этот холм нельзя взойти. В то же время холмы обычно бывают отлоги, через них не редко проложены дороги, не говоря уж о том, что мы легко на них взбираемся. В результате у ученика получается о холме совершенно неверное представление.
Или часто можно наблюдать другую ошибку: учитель рисует холм, а рядом дерево выше холма. Холм же, как говорит сам учитель, имеет до 100 м высоты над окружающей местностью. Средняя высота наших даже больших деревьев 10-15 м, а холмов 50-60 м. Стало быть, рисунок учителя дает неверное представление, и ученик всякий бугор потом будет называть холмом.
Мы уже говорили о том, как студенты, готовясь к уроку на тему «Вулканы», нередко изображают вулкан в виде острого конуса, хотя сами отлично знают, что склоны вулкана состоят из камешков и вулканического пепла, насыпавшегося сверху, а также из потоков лавы, которые, естественно, очень крутых склонов образовать не могут.
Вот почему еще и еще раз приходится напомнить, что к рисунку на доске нужно готовиться очень тщательно. Лучше, если учитель даст не более 1-2 рисунков в урок, но только рисунки эти должны быть хорошо и тщательно продуманы.
Теперь перейдем к другому вопросу: в каких случае следует и в каких случаях не следует применять рисование на доске. Рисунок на доске, как уже говорилось, - это упрощенная схема, которая является дополнением к словесному изложению учителя.
Следовательно, рисунок на доске должен применяться в тех случаях, когда он помогает понимать объяснение учителя. В преподавании общей физической географии и страноведения прежде всего приходится знакомить учащихся с формами земной поверхности. Разнообразие этих форм заставляет особенно часто обращаться к доске и мелу. Рисунок 3 - Схема формы рельефа: 1 - плоская равнина, II - волнистая ровнина, III -холмы, IV плоскогорье (плато) и столовая гора, V - горы средней высоты и VI -высокие горы.
Начнем с простейших понятий: схемы наиболее распространенных форм рельефа: равнины, холмы, возвышенности, плоскогорья, горы и т. д. (рис. 4). При изображении форм поверхности большое значение имеет способ передачи величины предмета.
Возьмем для примера бараний лоб, бархан, холм и гору. Эти предметы по существу совершенно не похожи друг на друга, но на упрощенном рисунке передаются очень похожими. Чтобы подчеркнуть различие между ними, необходимо прежде всего дать представление об их размерах.
Это представление о размерах можно дать двумя способами.
- Первый способ заключается в том, что мы просто подписываем высоту в метрах (см. холмы и горы на рис. 3).
- Второй способ - это изображение каких-нибудь предметов, характерных для данного объекта, размеры которых нам приблизительно известны. Так, на холме и около бараньего лба деревья, около дюны человек, в горах снежные вершины.
Рисунок 4 - Вверху - поперечный профиль дюны и постройки, внизу - та же дюна через несколько лет
Кроме размеров предмета, огромное значение имеет еще внутреннее строение предмета, которое удобнее, всего показать на «разрезе». На всяком разрезе, пользуясь условными обозначениями, мы даем понятие и о строении, и о материале. Рисунок 5 - Слева: Три стадии действия вул кана: I-вулкан «дымится», II-начало извержения и III -последняя стадия извержения с излиянием лавы. Справа: Изменение вулканиче- ской горы: I-до взрыва, II-по еле взрыва и III - образование нового конуса.
Классная доска и мел дают возможность изображать также и динамику процесса. Примерами могут быть изменения высоких морских берегов под действием прибоя волн, движения дюн, извержения вулканов, рост и изменение вулканической горы, образование грунтовых вод, воздушные фронты, образование кучевых облаков, образование айсбергов и т. д. Рисунок 6 - Роль высших растений в разрушении твердых пород
Значительно труднее изображать на доске ландшафты, поэтому при прохождении ландшафтов следует пользоваться картинами и только некоторые отдельные моменты изображать на классной доске. Приведем несколько примеров типичных рисунков для доски (рис. 4-10). Рисунок 7 - Схема профиля наступающего холодного воздуха: 1 - показаны ветра, 2 - осадки
Придавая огромное значение рисункам учителя на доске, мы в то же время не должны переоценивать этого приема. Существует целый ряд географических объектов, которые большинство учащихся просто никогда не видели.
Примерами таких объектов могут служить высокие горы со снежными вершинами и ледниками, море, тропический лес, вулканы и др. Дать понятие об этих характернейших объектах при помощи схематических рисунков на доске совершенно невозможно. Классная доска и мел в руках самого хорошего рисовальщика не дадут представления ни о громадности гор, ни о голубой дымке ущелий, ни об ослепительном блеске снегов на темной синеве неба.
Не дадут они также представлений о беспредельности моря, о цвете воды, о волнах. Здесь в помощь учитель берет красочные картины, красочные открытки, хорошие фотографии, хорошие художественные описания, кино, диапозитивы. Рисование же на классной доске имеет свои специфические задачи, в этом направлении оно и должно использоваться.
Рисование на доске - примеры
Так, например, извержение вулкана следует показать на стенной картине или при помощи диапозитива, кинофильма, а разрез вулкана, стадии хода извержения, изменение формы вулканического конуса - на классной доске.
То же самое нужно сказать о землетрясениях. Здесь картина или фотография передают хорошо общий вид разрушения, а закономерность в направлении и характере трещин на каменных зданиях, центр землетрясения и волны - чертеж.
Понятие об основных формах рельефа гор, характер залегания пластов лучше дать на классной доске, а вид на панораму гор, на ледники и т. д. - на стенных картинах, фотоснимках, диапозитивах и т. д. Почвы лучше всего, конечно, показать в натуре, или на монолитах, но в некоторых случаях необходимо вычертить разрез на доске. Рисунок 8 - Схема профиля наступающего теплого воздуха: 1 - движение теплого воздуха, 2 - осадки теплового фронта
Растительность следует показывать на картинах, фотографиях, диапозитивах, но схемы размещения растительности удобнее дать на классной доске.
Людей различных рас и народностей, а также их одежды и жилища необходимо показывать главным образом на хорошо выполненных стенных картинах и фотографиях, и только некоторые детали - рисунком на доске; так, например, зависимость характера волос (прямые, волнистые, курчавые) от их поперечного сечения, основные типы жилищ и т. д. Рисунок 9 - Слева: Три стадии выветривания песчаника; Справа: Морозное выветривание (роль воды, замерзающей в трещинах) Рисунок 10 - Роль высших растений в разрушении твердых пород
Очень хорошо может быть использована доска для изображения планов гаваней, городов, селений, схем размещения хозяйства, путей сообщения, диаграмм и т. д. Теперь остановимся очень коротко на тех случаях, когда рисунки могут быть излишними и даже ненужными:
- Не следует изображать на доске то, что ученикам хорошо известно, потому что это будет просто потеря времени.
- Не следует давать сложные рисунки, которые ученики не могут правильно перерисовать в свои тетради.
- Не следует забывать также, что рисунок мелом на классной доске ни в коем случае не может заменять стенных географических картин, а также многих книжных иллюстраций. Рисунок на доске, как уже не раз отмечалось, - только схема и притом довольно условная, ибо все, что на доске сделано белым, в тетрадях учеников окажется черным и наоборот. Негативная передача здесь является неизбежным следствием различия материалов у ученика и учителя (карандаш и мел).
Несколько слов о материалах для рисования на классной доске. Для того чтобы получился хороший и четкий рисунок, нужен хороший мел. Лучше всего природный мел без твердых включений.
Искусственные мелки редко бывают удобными, особенно для сильно стертой доски или линолеума.