Рисование перспективы
Рисование перспективы подразумевает изображение предметов, находящихся перед нами, в том виде, в каком они представляются нашему глазу. Так, например, гора, находящаяся вдали, на самом деле во много раз выше любого дерева.
Советуем прочесть как рисовать деревья. Но деревья, находящиеся близко от нас, кажутся выше горы (рис. 1).
Телеграфные столбы имеют одинаковую высоту, а наш глаз видит, что эти столбы по мере удаления становятся все меньше и меньше (рис. 2). Нам хорошо известно, что рельсы железнодорожного пути строго параллельны, а глаз видит их постепенно сближающимися. Железнодорожные пути как пример рисования перспективы
Кто хочет сразу перейти к практическим примерам рисования перспективы, может почитать отдельную стать. Но все же настаиваем ознакомиться и с теорией линейной перспективы.
Удаляющиеся от нас предметы меняют не только величину, положение и форму, но также свою окраску, яркость этой окраски и четкость своих очертаний. Так, например, ближние горы, лишенные растительности, нам кажутся коричневатыми или серыми, а дальние горы - синеватыми или даже голубыми.
Также и леса. Вблизи они зеленые, а вдали становятся синеватыми и даже синими. Это изменение цвета, яркости и четкости в очертаниях удаляющихся от нас предметов зависит главным образом от недостаточной прозрачности воздуха.
Как видим, рисование перспективы довольно распространено. Наш блог о рисовании уже имеет статью про то, как изображать формы рельефа. Рекомендуем подписаться на нашу RSS ленту, что бы быть вовремя читать новые статьи о рисовании. Рисунок 1 - Перспектива: Вдали гора Эльбрус, а тополи на переднем плане кажутся выше горы
Из сказанного ясно, что перспективные изменения могут быть двух родов. В одном случае изменяется величина, положение и форма предметов, а в других - цвет, яркость и четкость в очертании предметов.
Первый тип изменений носит название линейной перспективы, а второй - воздушной перспективы. Мы остановимся главным образом на линейной перспективе и лишь коротко потом коснемся воздушной перспективы. Да и о линейной перспективе мы даем лишь очень упрощенное представление. Рисунок 2 - Уходящие вдаль телеграфные столбы
Основные положения линейной перспективы
Познакомиться с главнейшими положениями линейной перспективы в объеме, необходимом для наших целей, большого труда не представляет. Научиться же видеть перспективные изменения предметов в натуре и передавать эти изменения на рисунке - это уже более сложная задача.
Без длительных упражнений в этом деле просто ничего не выйдет. Поэтому нам придется проделать целый ряд иногда довольно сложных упражнений. Здесь же в самом начале уместно отметить, что выполнять сразу много упражнений не следует.
Очень важно держаться и второго правила: не переходить к новым упражнениям, пока хорошо не усвоены старые. Последнее особенно необходимо помнить. Как и во всех других случаях, мы начнем с самого простого.
Положение 1
Все предметы по мере удаления их от глаза наблюдателя кажутся все меньшей меньше. Факт уменьшения размеров предметов, по мере их удаления от глаза наблюдателя, всем хорошо известен. Для нас мало знать, но нужно еще и понимать, почему размеры предметов, по мере их удаления, постепенно уменьшаются.
Обратимся к чертежу (рис. 3). На чертеже изображена картинная плоскость, а за плоскостью ряд елок одинаковой высоты. Пунктиром показаны лучи зрения, охватывающие верх и основание первой и второй елки.
Лучи зрения у глаза наблюдателя образуют определенный угол, который носит название угла зрения. Угол зрения лучей, идущих от первой елки, значительно больше угла зрения лучей, идущих от второй елки. Не трудно понять, что углы зрения для каждой дальше отстоящей елки будут все меньше и меньше. Рисунок 3 - С - точка зрения; К - картинная плоскость
Пусть на картинной плоскости проектируются столбы. Не трудно видеть что длина проекции первого столба будет значительно больше длины проекции (изображение какого-либо предмета на плоскости) второго столба. Рисунок 4 - Положение перспективы
Не трудно также понять, что длина проекции каждого следующего (дальше отстоящего) столба будет все меньше и меньше. То же и с другими предметами (рис. 4).
Упражнение 1. Поставьте на стол в одну линию три одинаковые по высоте бутылки. Расстояние между бутылками 0,5 м. Теперь сядьте на стул так, чтобы от ваших глаз до ближайшей бутылки было не менее 2 м. Измерьте при помощи карандаша высоту первой, второй и третьей бутылки. Начертите на горизонтальной линии три перпендикуляра и отложите на первом высоту первой бутылки, на втором - второй и т. д. Проделайте то же самое со стаканами.
Упражнение 2. Измерьте таким же способом высоту окон на стене дома, который виден из вашего окна. При этом нужно смотреть на стену дома приблизительно под углом 40-45°. Отложите их высоты на перпендикулярах, так же, как это вы делали и в предыдущем упражнении.
Положение 2
Все удаляющиеся от нас параллельные линии кажутся нам сходящимися. Это положение нам знакомо по примеру с рельсами железной дороги. То же самое мы видим на уходящих от нас прямолинейных улицах, на перилах моста, на аллеях деревьев. Но, как и в первом случае, нам важно не только знать самый факт, но также и понимать его причины.
Представьте себе лежащую на земле конструкцию, напоминающую лестницу с параллельными брусьями и равно отстоящими «ступенями» (рис. 5). Вы стоите у одного конца лестницы и смотрите на лестницу вдоль.
Ступени лестницы одинаковы, но, по известному нам закону, каждая дальше отстоящая от наших глаз ступень будет казаться короче предыдущей. В результате параллельные брусья лестницы неизбежно нам покажутся сходящимися. Рисунок 5 - Рисование лестницы
То же самое с рельсами железной дороги. Расстояние между рельсами, по мере их удаления от глаз наблюдателя, уменьшается, и рельсы кажутся сходящимися.
Упражнение 3. Сядьте на стул перед столом в расстоянии не менее 2 м так, чтобы узкий край продолговатого стола был перед вами параллельно плоскости вашего тела. Теперь посмотрите по длине стола на его крышку.
Возьмите вместо карандаша в руки линейку и измерьте известным вам способом ширину переднего и заднего краев стола. Проведите на вашем листке бумаги вертикальную линию и две горизонтальные (одна под другой), пересекающие вертикаль. На нижней отложите ширину переднего края стола, а на верхней - дальнего.
Упражнение 4. Постелите на пол развернутую газету и сядьте на стул в расстоянии 2,5-3 м от одного из коротких краев газеты так, чтобы длина левого края газеты была на линии ваших глаз (т. е. совпадала с вертикально поставленной линейкой в вытянутой руке).
Теперь измерьте передний край газеты при помощи вашей линейки в вытянутой руке и, отмечая большим пальцем эту длину, поверните линейку в вертикальное положение и измерьте величину правого края газеты. (Не смущайтесь, если длина газеты окажется меньше ее ширины.)
Повторив эти измерения несколько раз, отложите на горизонтальной линии вашей бумаги (на глаз) ширину переднего края газеты, а на вертикальной линии длину левого края. Проведите здесь вторую горизонтальную линию (от места, где отмечена длина левого края газеты) и отложите на ней длину заднего края газеты, измеренного таким же способом, как и два первых.
Теперь осталось соединить отмеченные правые концы горизонтальных линий, и перспективное изображение вашей газеты готово. Видите, как оно не похоже на то, что вы знаете о форме газеты. Проделайте то же самое упражнение, но сядьте так, чтобы вертикалью был не левый, а правый край газеты. Наконец, проделайте то же самое, но сядьте так, чтобы против ваших глаз была середина газеты.
Здесь вам придется начать с переднего края. Отложите его размеры на горизонтальной линии (на бумаге), разделите эту линию пополам и из середины проведите вертикаль. Дальше все, Как и в предыдущих упражнениях. Итак, у вас получилось три разных изображения одной и той же газеты и каждое изображение правильно. Различия же определяются лишь вашим положением по отношению к газете.
Упражнение 5. Положите обычную ученическую тетрадь на стол аналогично тому, как вы клали газету на пол, и зарисуйте ее в трех положениях. Расстояние от ваших глаз до тетради должно быть не менее 2 м. Измерение можно проводить уже не линейкой, а карандашом.
Приведенные упражнения, помимо изучения перспективы, являются в то же время упражнениями в рисовании предметов с натуры. Так мы поведем дело и дальше. Положение 3-е. Все удаляющиеся от нас параллельные линии сходятся в одной точке на линии горизонта.
Отметим, что это одно из важнейших положений в учении о линейной перспективе. Для всякого хорошего рисовальщика это положение-аксиома. Для человека, незнакомого с рисованием, это довольно сложная «теорема», которую необходимо особенно хорошо понять и усвоить.
Перспектива и горизонт
Прежде всего несколько слов о горизонте.
Горизонтом, или, точнее, линией горизонта, в географии называют кажущуюся границу между небом и земной поверхностью на равнине или на море. Факт расширения горизонта, по мере поднятия вверх над земной поверхностью, для географа также азбучная истина. Но тот факт, что линия горизонта всегда лежит на уровне глаз наблюдателя, далеко не всем известен. Вот это первое и самое важное положение о горизонте мы и должны усвоить исключительно твердо.
Проверить этот факт не трудно. Встаньте на равнине (или на берегу моря), поставьте рейку в расстоянии одного-двух метров перед собой и отметьте на рейке место видимого горизонта. Подойдя к рейке, вы убедитесь, что отметка горизонта как раз будет на высоте ваших глаз. Если на рейке вертикально укрепить зеркало, то вы увидите, что ваши глаза в зеркале как раз окажутся на уровне горизонта.
Когда вы подниметесь вверх, горизонт поднимется вместе с вами. Это знает каждый, кто поднимался на высокую башню, на гору. Люди, поднявшись на самолетах или аэростатах, также видят горизонт на уровне своих глаз.
Земная же поверхность, находящаяся под ними, кажется им наподобие округлой чаши с приподнятыми краями. Следовательно, видимый горизонт - это прежде всего уровень наших глаз (математически это, конечно, не совсем точно, но мы в данном случае имеем в виду наши зрительные восприятия, понимая их -не только физиологически, но и психологически).
По положению линии горизонта всегда можно узнать, какие предметы, лежащие перед нами, находятся выше или ниже уровня наших глаз. Поняв, что такое горизонт, мы переходим к нашему основному вопросу. Нам необходимо понять: почему уходящие от нас параллельные линии сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
Представьте себе бесконечный ряд телеграфных столбов на равнине, уходящих от вас по прямой линии до самого горизонта. Вы знаете, что одинаковые по своей высоте телеграфные столбы, по мере удаления от глаз наблюдателя, постепенно уменьшаются. Линия горизонта на равнине находится, примерно, на 4-5 км от наблюдателя.
На расстоянии 4-5 км телеграфный столб становится почти невидимым, т. е. практически превращается в точку. Если вообразить прямую линию, соединяющую основания телеграфных столбов, и прямую линию, соединяющую вершины тех же столбов, то обе эти линии параллельны. Но при рассматривании столбов в натуре вы видите, что на горизонте, где размеры столбов превращаются в точку, воображаемые параллельные линии сойдутся.
Само собой понятно, что отмеченный нами факт будет справедлив и для всяких других удаляющихся от нас параллельных линий. Из того же примера не трудно видеть, что одна из параллельных линий, находящаяся выше ваших глаз (т. е. выше линии горизонта) будет опускаться к горизонту, а линия, расположенная ниже, - подниматься.
Точка на горизонте, в которой сходятся параллельные линии, обычно называется точкой схода.
Выводы о рисовании перспективы
Приведенные нами положения перспективы, конечно, не исчерпывают всех законов линейной перспективы. Но для наших целей знание этих основных положений совершенно достаточно.
Важно только то, чтобы мы эти основные положения знали очень хорошо. Необходимо еще раз напомнить, что усвоить указанные положения теоретически нетрудно, научиться же видеть и понимать эти явления значительно труднее.
Здесь вся суть в том, что человек, хотя и видит, что удаляющиеся параллельные линии сходятся, но в то же время твердо знает, что перед ним линии параллельные, которые, согласно законам геометрии, не должны сходиться.
Это последнее приводит к тому, что человек, видя одно, разумом воспринимает другое. Или пот человек видит перед собой стены комнаты, пол, потолок, окна, висящие на стенках картины. Он уверен, что все эти предметы прямоугольны.
На самом же деле параллельные линии, ограничивающие эти прямоугольники, удаляясь, сходятся, и прямоугольники наш глаз видит трапециями и четырехугольниками самых различных типов.
Перебороть сложившиеся привычки очень трудно, а потому каждому начинающему рисовать с натуры приходится проделать большую работу, прежде чем он научится передавать на рисунке формы и положение предметов так, как он их видит в натуре.
Надеемся данная статья будет Вам полезной. Регистрируйтесь на Libtime и пишите полезные статьи для людей, ведите свой личный блог.