Рисование фигуры человека
Рисование фигуры человека разбивают на этапы, руководствуясь семью основными заданиями. Можно рекомендовать такой способ работы. Школьники рисуют, стоя полукругом вокруг модели.
Если есть столы или передвижные скамьи и удобные стулья, учащиеся могут прислонять твердые планшеты с бумагой к стульям, поставленным на скамьи. За ними должно быть почти три метра свободного пространства, чтобы ученики могли, отойдя от своей работы, контролировать рисунок на расстоянии.
В предыдущей статье по изображению фигуры человека мы уже затронули данную тему. Рисование фигуры человека в профиль
Преподаватель делит работу на ряд учебных заданий, которые ученики проводят последовательно по его указаниям. На модели устанавливают в анфас или в профиль (рис. 1) самую высшую и самую низшую точки фигуры способом № 1, помня, что самой высшей точкой фигуры является место на темени головы, а самой низшей – определенная точка на подошве обуви.
Через обе точки проводят горизонтальные прямые. Перпендикулярная линия между ними будет высотой фигуры. Высота головы – это расстояние между горизонтальной прямой, проходящей через самую высшую точку темени головы, и горизонтальной прямой, проходящей через самую низшую точку подбородка.
Это расстояние измеряют с помощью глазомера снизу до вершины. Если результат окажется в семь раз больше (включая голову), то на краю рисунка обозначают 1 : 7. Затем делят на рисунке свободно выбранную высоту фигуры на семь частей"; одна часть и есть искомая высота головы.
Если можно измерить на модели соотношение высоты головы ко всей высоте тела иначе, основную высоту на рисунке делят по результатам измерения. Рисунок 1 - Рисование фигуры человека в профиль
Техника рисования фигуры человека
Прежде, сем приступить к рисованию фигуры человека, необходимо сделать следующее.
Измеряют ширину головы, сравнивая ее с высотой. Рисуют голову контуром, начинающимся дугой от темени до подбородка. Лицо не рисуют. Затем изображают шею и определяют размещение шейной ямки. Из нее проводят вертикальную прямую по направлению к ступням.
Измерением устанавливают высоту размещения талии: измеряют расстояние от талии до горизонтальной прямой, проходящей через наивысшую точку темени головы, и сопоставляют ее со всей высотой модели.
Обычно она равняется трети всей высоты. На рис. 1 это расстояние составляет 2/9 высоты всей фигуры. Затем на рисунке делят всю высоту по направлению от головы книзу на одинаковое количество частей. Одна часть сверху и будет искомой высотой.
Нарисовав ее, определяют ширину туловища сравнительно с его высотой, высотой головы или со всей высотой тела. У каждого начинающего длина талии равняется половине, иногда более чем половине высоты рисунка (у маленьких детей длина талии равняется почти половине всей длины фигуры).
В школах III ступени при рисовании фигур человека оправдал себя метод использования вертикальной прямой, проведенной через шейную ямку. Эта прямая проходит на изображенной фигуре через талию, нижний край юбки и ступни. Определение этих точек пересечения дает рисовальщикам руководство для бокового и высотного размещения частей тела на рисунке, а также для несоразмерного размещения туловища, талии, таза и нижних конечностей.
Разместив на рисунке конечные точки талии и туловища, ученики тем самым контролируют правильность рисунка, сравнивая его с действительностью. Прежде чем окончить рисунок юбки, ученики определяют положение, размер и форму ближайшей ступни. Методом сравнения (по отношению к высоте головы) они устанавливают длину ступни. Установив размер всей длины ботинка, его отодвигают вбок так, чтобы вертикальная прямая на рисунке проходила так же, как на модели.
Имея боковое и высотное размещение ближайшего ботинка, можно рисовать его форму. На модели снова проверяется самая низшая точка ботинок проведением горизонтальной прямой. Проходящую через эту точку фасадную горизонтальную вспомогательную прямую перерисовывают на горизонтальную поверхность под моделью. Устанавливают, где ее пересекает вертикальная прямая, опущенная из ямки под подбородком.
Устанавливают и проводят кривую подметки, ведя ее на рисунке от самой нижней точки. После этого изображают подъем, направление, размер и форму голенной части ноги. И, наконец, окончательно оформляют контуры и положение юбки. Наблюдают, сравнивают левую и правую часть юбки наугад, а если этого недостаточно, то измеряют их. Кривую нижнего края юбки определяют глазомером.
Когда ходят нарисовать руку, то, прежде всего, изображают кулак. Если его нижний край находится на половине расстояния между самой низшей точкой подбородка и подошвами, то на рисунке это расстояние делят пополам. Измерением расстояния до высоты лица определяют размер кулака.
После определения длины кулака определяют его ширину, а затем рисуют его форму. Сравнением с вертикальной прямой определяют и рисуют переднюю линию рукава, устанавливают его ширину и рисуют его контур. Если видна вторая рука, то устанавливают ее высоту способом № 1. Вторую ступню определяют так же.
Последовательность рисования фигуры человека
Таким образом, весь процесс рисования фигуры человека проходит в следующей последовательности.
Высота фигуры делится на меньшие части, которые соизмеряются с целым. Так же затем высота фигуры делится на рисунке. Вертикальная прямая, проведенная через шейную ямку, делит все формы на две неравные части.
Ученики сравнивают части форм слева от линии с частями справа от нее и в таком соотношении делят рисунок части фигуры справа от вертикальной линии и слева от нее. Наконец, учащиеся дорисовывают удаленную часть фигуры с помощью проведения горизонтальной прямой. На этом работу приостанавливают.
Правильность каждого отдельного задания контролируют сразу же после его выполнения. Если бы учитель объяснил последовательность работы в начале урока, а затем только повторял, он не достиг бы таких хороших результатов, как в том случае, когда после объяснения он руководил работой учеников; решая с ними учебные задания, которые последовательно усложнял.
Если школьники рисуют сюжет впервые, работа длится почти 90 минут, во второй раз – 60 минут, а в третий – почти 45 минут. Дальнейшую работу ученики могут проводить самостоятельно, не допуская серьезных ошибок.
Если бы учитель после общего объяснения изложил ученикам сразу все задание, выполнить его было бы выше их возможностей, неудачи отбили бы у них охоту к работе в дальнейшем. И виновником неудач был бы педагог.