Рисуем коридор
Сегодняшнее задание: рисуем коридор. Стены коридора, уходящие от глаз вдаль
Учащиеся могут работать сначала так, чтобы направление их взгляда, или главный луч зрения, было параллельным с горизонтальными нефасадными направлениями стен коридора, уходящими от глаза вдаль.
В данном случае учащиеся пользуются главной точкой Н, положение которой не определяют, как ошибочно излагается в некоторых пособиях, но скорее устанавливают при помощи приемов, изложенных в начале этого учебника и сформулированных в 7-ми пунктах.
Делается это так. Каждый рисующий обозначает себе место, где стоит и откуда будет определять и рисовать коридор. На удобном расстоянии от глаза, то есть так, чтобы длины карандаша хватало для измерения и чтобы наблюдаемая часть коридора была в фокусе наблюдения, не поворачивая головы, ученик выбирает боковую вертикальную грань АD и проходящий через эту грань фасадный разрез, который он видит, как фасадный четырехугольник АВСD.
Этот четырехугольник указывается прикосновением. Затем, определив размеры, его изображают; поднять высоту глаза Е нужно на грани ВС или F до грани АD. Если рисуют сидя, устанавливают точку прикосновения.
Потом ученик возвращается на свое место и устанавливает измерением положение точки F, сопоставляет АF и АD. При соотношении 1:21/3 делим на рисунке АD на такое же количество частей и получаем точку Е, через которую проводим горизонтальную прямую.
Затем наносим направления; нужно проверить, не изменилось ли первоначальное положение и остался ли луч зрения параллельным боковой стене. С вершины фасадного четырехугольника АВСD наблюдаем, измеряем и наносим направления горизонтальных нефасадных граней DН, СН, АН, ВН.
Линии всех этих направлений, если они правильно нанесены из верно установленных и изображенных вершин, пересекутся в продолжении на горизонтали h в точке пересечения Н, которая лежит прямо перед открытым глазом наблюдателя.
У каждого учащегося эта главная точка H будет, конечно, находиться в другом месте четырехугольника АВСD. У учеников, которые стоят посредине коридора, эта точка будет в половине ширины коридора. Учащиеся, стоящие в трети ширины коридора справа, нарисуют точку Н в трети ширины коридора справа.