Рисуем лейку
Задание рисуем лейку можно совместив с таким заданием, как нарисовать на глаз разнородные тела – многогранное и цилиндрическое. Рисование лейки как разнородного тела – многогранного и цилиндрического. Для начинающих лучше выбрать цилиндрический предмет большого размера, чем многогранный. Большой предмет помещаем ближе к глазу, многогранный отодвигаем несколько назад.
Каждый учащийся свою группу предметов размещает по-разному. Если нет достаточного количества индивидуальных моделей, преподаватель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся, сидящие или стоящие друг за другом, рисовали общую модель.
Изобразить группу тел на рисунке так, чтобы правильно разместить их и чтобы величина рисунка соответствовала формату бумаги – задание довольно трудное. Такие задания даются учащимся только в конце обучения. Успех или неудача ученических работ будет проверкой правильности обучения и эффективности использования методов.
Выбор размещения рисунка
Размещение рисунка можно определить с помощью следующих методов:
- Модели рисуем постепенно. В этой группе на рис. 1, 2 сначала рисуем целую воронку, затем призму. Для первого предмета определяем вспомогательный четырехугольник. Размещение всей группы является приблизительным.
- Сначала нарисуем вспомогательный четырехугольник для всей группы. Размещение точно, но выполнить такой рисунок трудно.
- Размещение модели обозначаем без вспомогательного четырехугольника, слабым, легко устранимым нанесением карандашом или краской. Такое размещение является наиболее быстрым, без утомительного определения и измерения, но требует определенной наблюдательности.
Определение размещения рисунка
Иногда достаточно, чтобы учитель показал учащимся левой рукой на рисунке, какой величины будет изображенный предмет и в каком месте рисунка его поместить.
В случаях 1 и 2 подложим под группу предметов горизонтально бумагу так, чтобы передний край ее был фасадным.
На бумаге нарисуем основания обоих предметов. Можно также дописать дату, если в следующий раз учащиеся будут продолжать работу.
- Способ, указанный на первом рисунке слева, можно применить в случае, когда ученики рисуют подобную группу первый раз. Пальцем или карандашом следует указать на бумаге, куда поместить воронку и призму. Нужно продумать, сколько свободного места необходимо оставить для призмы и на какой высоте разместить изображения воронки и призмы. Затем точно определяется на рисунке высота воронки, ее ось. Далее поступают, как в при рисовании кувшина и следующих.
- Определим для всей группы вспомогательный четырехугольник и обозначим его на рисунке (рис. 41а). Изображаем воронку (более близкий предмет), к ней дорисовываем многогранное тело, сначала определив и разместив его ближайшую грань. Затем дорисовываем всю призму, как описано далее.
- Карандашом или красками слегка обозначаем приблизительное размещение рисунка.
Рисовальщик прежде, чем рисовать кувшин, определяет, где будет центр рисунка. Затем в этом месте на бумаге он делает пятно и расширяет его (при постоянном сопоставлении с действительной группой предметов) до приблизительного вида и намеченной величины изображаемых предметов.
Приблизительное размещение рисунка
Прежде всего определяем и рисуем вспомогательный четырехугольник для воронки. Сопоставим на модели ширину воронки (в наиболее широком месте) с ее высотой. Если получится соотношение 1:13/4, то разделим в этом отношении произвольно выбранную высоту.
Одну целую часть затем наносим как ширину воронки. По сопоставлению мы разделим на модели и нанесем на рисунке изображение высоты и ширины. Можем, однако, поступать и наоборот.
Берем произвольной длины отображение ширины воронки и этот размер наносим на высоту сверху вниз. Наносим одно деление, затем отодвигаем вверх, а с другого деления возьмем только 3/4 , ни в коем случае не целую часть.
Получим вершину С, высшую точку воронки. Если проведем вертикальную прямую DС, она будет совпадать с осью воронки. Размеры нижнего эллипса, заштрихованного на подложенной бумаге, сопоставим (меньшее с большим).
Если они относятся друг к другу, как 1:4, разделим ширину эллипса на 4 части. Одна часть будет искомой высотой эллипса. Когда мы нарисуем эллипс и вокруг него колечко, нанесем на рисунке направление наклонностей. Положение точки F можем определить сравнением DF с шириной модели или FР с СD. Для дальнейшей работы выбираем наиболее удобное измерение.
Можем измерять на модели к каждому фасадному размеру, который у нас правильно изображен на рисунке. Лучше, однако, если мы постоянно сопоставляем его с одним и тем же фасадным размером.
Если при сопоставлении с моделью окажется, что искомое расстояние совпадает по величине с имеющимся у нас на рисунке, используем отображение этого расстояния и на рисунке, отмеряем и наносим его.
Всегда ищем сопоставления с такими размерами на модели, которые помогают использовать целый размер или почти целую часть без деления.
Чрезмерное злоупотребление сопоставлением тормозит и затрудняет работу.
Когда мы определим и изобразим положение точки F, на глаз рисуем эллипсы и точки F и С. Из рис. 13 узнаем, что эллипсы будут представляться нам тем ниже, чем ближе они находятся к горизонтали. Отметим высоты эллипсов и изобразим целую воронку. Затем нарисуем многогранное тело. Постараемся найти наиболее точный, быстрый и правильный способ его изображения.
Прежде всего следует определить положение и величину самой передней грани IK. Сопоставлением мы установили, что расстояние этой грани от оси воронки равно расстоянию DF. Если же расстояние иное, сопоставляем его на модели с высотой воронки.
Высоту воронки на рисунке делим на такое количество частей, которые мы получили при соизмерении с моделью.
Одна целая является искомым расстоянием. Когда мы определили и наметили положение этой грани, определяем ее размеры и положение конечных точек отрезка IК. Прежде всего определим положение точки I. На модели через эту точку проведем горизонтальную прямую и нарисуем ее на подложенной бумаге.
По рис. 3 определяем на модели, что горизонтальная прямая проходит через высшую точку эллипса и почти совпадает с точкой I.
Затем над горизонтальной прямой проведем на рисунке линию п. Точкой пересечения ее с положением самой передней грани является точка I. Таким образом мы нашли самую низшую точку вертикальной грани.
Наивысшую точку мы тоже можем получить проведением горизонтальной прямой и установлением точки пересечения ее на модели с осью воронки. Если на глаз трудно определить, можно сопоставить на модели IК с DС.
Вот мы и нарисовали кувшин на фоне многогранного тела. Дальше рисуем так, как описано здесь.
Нефасадные направления наносим и искомые размеры соизмеряем с удобными расстояниями на модели. Рисунок надо часто сравнивать с натурой.