Рисуем стену дома
Рисуем стену дома, сегодня перед нами стоит такая задача: нарисовать нефасадную стену узкого дома. Нефасадная стена узкого дома
Анализ. Отмечаем на предмете и устанавливаем измерением на грани АВ положение точки I (высоту горизонтали). Отрезок IВ помещается в АВ три с половиной раза, отрезок I-II в АВ – два с половиной раза, ВЕ равно половине ВI. Направление АС и ЕF определяем, наносим их и продолжаем. Получим точку пересечения U. Если при измерении установим другое соотношение, руководствуемся результатами измерения. Выполнение. Преподаватель делает сам свой рисунок с натуры. Он рисует ближайшую вертикальную фасадную грань АВ произвольной длины. Остальные размеры граней и направлений он не может выбирать произвольно, а должен их определить.
Весь рисунок он делает с произвольного положения, с одной точки. В данном случае мы установили, что отрезок I-II два с половиной раза помещается в АВ. Поэтому на рисунке мы делим отрезок, обозначающий длину ближайшей грани АВ, на две с половиной части. (Делим, проверяем длину с помощью бумажки, изменяя ее до тех пор, пока не получим правильную длину).
Одну целую часть, которую мы получили при делении, нанесем на рисунке вправо от ближайшей вертикальной грани АВ. В конечной точке II проводим вертикальную прямую. Но мы должны еще найти положение точек С и F. Положение точки С находим нанесением направления АС с точки А. Это положение будет точкой пересечения нанесенного направления АС с отображением правого края стены, изображенного вертикально с точки II.
Измерением определим также положение точки I на грани АВ. Сопоставляем IВ с ВА. Если получится отношение расстояний при измерении модели 1:3,5, разделим потом на рисунке отрезок АВ на соответствующее количество частей. Одна целая часть является нанесением искомой длины IВ.
Точно так же определяем и положение точки Е в направлении ЕF, затем наносим на рисунок. Направления АС и ЕF пересекутся в точке U, через которую про-ходит также направление I-II, находящееся на уровне глаз наблюдателя.
Напомним, что прежде чем соизмерить расстояние В1 с АВ, мы должны показать учащимся прикосновением на ближайшей наблюдаемой грани АВ, где находится точка I (на уровне глаза).
Притом обратим внимание на то, не рисуем ли мы с места, расположенного сбоку, выше или ниже стены. На cколько мы находились выше или ниже точки В, на столько у нас получится выше или ниже положение горизонтали I-II и изменится направление прямых граней.
Горизонталь находится на высоте горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаза наблюдателя. Точка U является точкой пересечения нефасадных горизонтальных параллельных прямых.
Последовательность рисования и дальнейшие указания для работы мы описываем так подробно для того, чтобы избежать недоразумений или различных толкований. Сама работа забирает лишь частицу времени, необходимого для подробного изложения. Учитель выполняет свой рисунок, готовясь к уроку. Он решает, как будет вести урок.
Если учащиеся рисуют данный предмет впервые, преподаватель может разделить весь урок на ряд последовательных кратких заданий и упражнений. Если учащиеся рисуют данный предмет второй раз или больше, учитель объединяет отдельные упражнения в единое целое.
Позже учащиеся будут знать последовательность заданий и смогут работать быстро и самостоятельно.
Этапы рисования нефасадной стены дома
- Этап №1. На видимой нефасадной стене определить и, насколько возможно, указать на модели, какая из вертикальных граней является самой близкой, какая из ее точек кажется самой низкой, где на грани будет находиться точка I, лежащая на уровне глаза, где будет проходить горизонталь. Укажем также наивысшую точку грани на модели. Это показывание прикосновением необходимо и на третьей ступени обучения для того, чтобы учащиеся знали точно, о каких точках идет речь при изложении и указаниях. Это и будет ознакомление с моделью. Затем учащимся следует отметить свое положение на земле.
- Этап №2. Изобразить на рисовальной бумаге произвольной длины переднюю вертикальную грань АВ. Выбрать удобные размеры и удобное размещение. Преподавателю, а также и учащимся следует обозначить на рисунке величины и размещение. После проверки учителя ученики могут рисовать самую переднюю горизонтальную грань.
- Этап №3. Определить размер I-II и потом изобразить его. Каждый ученик со своего места определяет визуальным способом, сколько раз сможет он на стене уложить I-II в АВ (снизу). Результат у всех учащихся, даже рядом стоящих, будет различный. Учащийся, установивший измерением, что меньший размер вмещается в большем 2,5 раза, разделит на своем рисунке АВ на две с половиной части и одну часть нанесет вправо от АВ. Там нарисует вертикальную прямую, которая и будет отображением правой крайней грани стены.
- Этап №4. Установить и изобразить положение точки I. В этой точке изобразить горизонтальную прямую на рисунке. Учащиеся, каждый со своего места визуальным способом сопоставляют IВ с ВА. Ученик, который установил соотношение 3,5, делит на своем рисунке изображение отдаленности АВ на такое же количество частей. Одна целая часть является искомым изображением размера. Таким образом, ученик получил отображение точки I, через которую затем он проводит горизонтальную прямую. (Последовательность четвертой и третьей части задачи можно менять).
- Этап №5. Установить и навести направление АС. Согласно рис. 5 и 7 и главе 3 учащиеся устанавливают нефасадное направление граней. Вершину С можно наблюдать, определить ее и нарисовать по заданию № 14 1 и 2-м способами. Второй способ удобнее применять в том случае, если стена очень нефасадна и направление АС очень наклонено вследствие близости наблюдения.
- Этап №6. Установить положение точки Е, определить направление ЕF и изобразить их. Выполняется, как и в 14-м задании, 1 и 2-м способами. Окно и двери на первом этапе работы учащиеся не изображают. Из правильного рисунка учитель затем выводит перспективное правило о фокусе, в котором будут сходиться образы всех нефасадных направлений (и окон, и дверей), как установили учащиеся, нанеся и продолжив направления на рисунке. Направление ВD обычно (если дом не расположен на горизонтальной плоскости) не бывает действительно горизонтальным. Поэтому им не следует пользоваться для определения фокуса. Нанесение направления верхнего края фундамента ЕF является самым удобным для установления фокуса.
Если будем изображать в последующих заданиях также окна и двери, нужно будет определять прежде всего положение их ближайшей грани, их конечные точки, потом ширину и наклон нефасадных горизонтальных направлений.
Вместо изображения с натуры нефасадной стены учащимся в школе можно дать более легкое задание. Если Вы хотите поделиться с нашими читателями своими методиками и приемами рисования, мы приглашаем сделать это на нашем сайте Libtime.