Рисунки контурные и штриховые
Вот перед нами рисунки контурные и штриховые.
Первый рисунок сделан одним контуром. Ни освещенных, ни затененных частей в нем не видно (рис. 1).
На втором рисунке теневые части заштрихованы (рис. 2).
На третьем рисунке затененные места показаны не штрихами, а тонами (сплошной окраской темной-серой и светло-серой (рис. 3).
Первый рисунок по способу выполнения называется контурным, второй - штриховым и третий - тоновым. Тоновые рисунки обычно выполняются разведенной тушью при помощи кисти, относятся к акварельным и нами пока не затрагиваются. Рисунок 1 - Контурный рисунок (Сихотэ-Алинь) Рисунок 2 - Штриховой рисунок (Минусинская котловина) Рисунок 3 - Тоновой рисунок
Для нас более удобны контуры и штриховые рисунки. Они значительно проще и в то же время достаточно хорошо передают формы рельефа, характер пород и растительность. Потом они более четко и лучше передаются когда печатаются.
Контурные рисунки по своему характеру неодинаковы, что легко можно увидеть по приводимым рисункам (рис. 4-8) Рисунок 4 - Контурный рисунок дальних гор Рисунок 5 - Контурный рисунок холмистой местности Рисунок 6 - Контурный рисунок той же местности, но очертания ближних холмов сделаны утолщенными линиями
Рассмотрим сначала рисунок 4. Здесь линии контура одинаковой толщины. Этот рисунок хорошо передает очертание горного хребта. По рисунку не трудно понять, что хребет очень далеко и деталей его не видно.
На рисунке 5 изображены ряды холмов, постепенно уходящие вдаль. Линии контура, как и на первом рисунке, одинаковой толщины. По рисунку мы догадываемся, что одни холмы ближе, другие дальше, но ясно этого не видим или, точнее сказать, не ощущаем. Нам мешает однообразие линий, да и рисунок почему-то кажется вялым и скучным.
На рисунке 6 изображены те же ряды холмов и также одним контуром. Но ближние холмы сделаны более толстыми линиями, а дальние - более тонкими, а самые дальние даже кое-где пунктиром. Этот рисунок живее, и по нему мы видим, что одни холмы ближе, а другие дальше.
Рассмотрим теперь рисунок 7. Здесь линии одинаковой толщины, но разные по характеру. Линии берегов реки и дальней возвышенности более или менее ровные, кое-где переходящие в пунктир.
Склоны же, покрытые лесом, изображены зубчатыми линиями. Это очень не большое изменение уже дает возможность передавать различный характер предметов: береговую линию, камень, лесные склоны и дальнюю возвышенность. Рисунок 7 - Контурный рисунок линиями одной толщины, но различными по своему характеру
Комбинируя теперь эти оба способа (толщину и характер линий), мы можем получить еще более выразительный рисунок (рис. 8). Рисунок 8 - Контурный рисунок, но линии контуров ближайших предметов утолщены
Штриховые рисунки
Значительно большей выразительности достигают штриховые рисунки. Штрихи позволяют передавать не только свет и тень, но также и форму, и характер поверхности изображаемого предмета.
Вот, например, на рисунке 9 штрихи передают и крутизну склонов, и округленность или волнистость некоторых участков рельефа, и даже следы сглаженности в результате бывшего оледенения.
На рисунке 10 поверхность гладко обтесанного камня очень хорошо передана прямолинейными штрихами. Шероховатая же или неровная поверхность грубо обтесанных камней, а также очень старых потрескавшихся и выветрившихся камней хорошо передается пиловидными или волнистыми линиями штриха. Рисунок 9 - Штрихи, передающие различный характер поверхности: крутые склоны, волнистость, сглаженность и поверхность воды (мыс Дежнева) Рисунок 10 - Различный характер штрихов передает различный характер поверхности камней
То же относится, конечно, и ко всякому другому предмету. Более сложные фигуры штрихов позволяют передавать характерные особенности древесной, кустарниковой и травяной растительности самых различных типов (рис. 11). Рисунок 11 - Различные типы штрихов в передаче хвойной растительности
Штриховые рисунки по способу выполнения также неодинаковы. Прежде всего, в штриховом рисунке различают степень нагрузки штрихом.
Вот перед нами два рисунка (рис. 12 и 13). На первом рисунке штрихов много и положены они. густо. На втором, наоборот, штрихов очень мало. Тем не менее, этот рисунок передает характер изображаемого географического объекта ничуть не хуже первого.
В то же время для выполнения первого рисунка требуется времени и старания гораздо больше. Далее следует сказать, что на втором рисунке дано только самое необходимое и самое характерное. Для наших целей более пригоден второй тип рисунка. Рисунок 12 - Рисунок с большим количеством штрихов Рисунок 13 - Рисунок с малым количеством штрихов
Характер штриха
Различают еще рисунки по характеру штриха. В некоторых случаях штриховые рисунки выполняются при помощи точек. Однако для наших целей последний способ не подходит.
Только в некоторых случаях, особенно при изображении разрезов и схем, некоторые породы изображаются при помощи точек (песок, песчаник.) Из сказанного ясно, что, помимо линии контура, большое внимание нужно уделить и штрихам. Изображаем штриховой рисунок с различным характером поверхности: склоны гор, волнистость и поверхность воды. Упражнения с построением контуров у нас будут неизбежно повторяться на протяжении всех занятий.
Что же касается штрихов, то они будут применяться далеко не во всех случаях. Последнее обстоятельство заставляет нас ввести особые упражнения для развития навыков в наложении штрихов. Начнем мы с самых простых штрихов - прямолинейных.
Наложение штрихов, как и построение контуров, требует терпения. Кроме того, здесь, больше чем в других случаях, не следует торопиться. Сначала поставим себе целью добиться хорошего качества штрихов, а быстрота придет сама собой.
Рекомендуем вам пройти уроки штрихования, которые раскрывают азы рисования карандашом.