Рисунки Н.Н. Миклухо-Маклая
Рисунки Н.Н. Миклухо-Маклая сделаны в основном в полевых условиях. Их насчитывается в общей сложности свыше 700 рисунков. Судя по этому, можно сказать, что Миклухо-Маклай обладал недюжинным талантом художника.
Рисование в студенческие годы
Интерес к рисованию проявился у него еще в студенческие годы, во время учебы в Германии. К тому же, необходимость заработка заставляла его делать на заказ рисунки для гравюр.
Особое внимание в годы учебы Миклухо-Маклай уделял рисункам чисто научного, точнее, учебного характера.
В его студенческих тетрадях (записи лекций) имеется огромное количество анатомических рисунков, изображений рыб, растений и т. п. Все они выполнены очень тщательно, с большим искусством.
Рисует городские пейзажи, виды моря. В 1870 г. Миклухо-Маклай издал большую работу о мозге акул и снабдил ее своими рисунками и таблицами.
Это была для Миклухо-Маклая школа научного рисунка. Он сочетал в них художественность изображения с научной точностью.
Период изучения культуры других народов
Когда Миклухо-Маклай от изучения природы перешел к изучению физического типа и культуры народов, населяющих Австралию, Малайский архипелаг и острова Тихого океана, тематика его рисунков коренным образом изменилась.
Среди его рисунков этого периода еще встречаются иногда изображения рыб, птиц, животных; но основная масса рисунков – это портреты коренных жителей, изображения их жилищ, орудий труда, одежды, украшений, татуировки, орнамента и т. д.
Во время путешествий, изучая жизнь и культуру народов, Миклухо-Маклай не только рисует, он еще и собирает коллекцию предметов быта, орудий труда, волосы местных жителей, украшения, (подробнее: Коллекции Н.Н.Миклухо-Маклая).
Портреты и рисунки Н.Н. Миклухо-Маклая
Здесь талант Миклухо-Маклая и своеобразие его художественного стиля развернулись в полной мере.
Портреты являются подлинным произведением искусства: каждый из них передает индивидуальность оригинала, одновременно отражая и подчеркивая наиболее существенные антропологические и этнографические черты – тип населения.
С таким же мастерством сделаны и его пейзажные наброски, изображения жилищ и т. д.
Миклухо-Маклай сознательно стремился к этому.
В дневнике 18 апреля 1874 г. он писал:
Рисовал портреты туземцев, выбрав не особенно красивые или безобразные физиономии, а те, которые подходят всего более к общему типу.
9 января 1875 г.:
Нарисовал несколько характеристичных физиономий
и т. д.
Миклухо-Маклай работал над своими рисунками в очень трудных условиях, как это видно из его дневников. Большие трудности для рисования проистекали из чисто внешних условий: тропический дождь заставлял прерывать рисование, жаркое солнце не давало возможности сделать полный рисунок и т. п.
Немалые трудности доставляло недоверчивое отношение местного населения к рисованию.
Приведем несколько примеров. 16 июля 1872 г. (Берег Маклая) он записал:
Хотел сделать портрет Налая, но он и другие около него стоявшие туземцы заявили, что если я это сделаю, он скоро умрет.
27 марта 1874 г. (Берег Папуа-Ковиай):
К сожалению, мне не удалось сделать ни одного портрета. Туземцы не сидели смирно и немедленно убегали, как только замечали, что я обращал на них внимание.
22 августа 1879 г. (острова Адмиралтейства):
...я принялся рисовать портрет женщины, намереваясь особенно тщательно нарисовать именно татуировку. Исполнение этого желания, однако же, не удалось» (женщина убежала).
Часто Миклухо-Маклаю для того, чтобы сделать рисунок приходилось прибегать к необычным мерам: рисовать мужа только для того, чтобы потом нарисовать его жену; платить хозяину хижины за возможность нарисовать эту хижину.
Например, 6 января 1875 г. (Малайский полуостров):
Нарисовал портрет начальника... отчасти для того, чтобы нарисовать его жену...Она очень боялась меня или же ревности мужа который не спускал с нее глаз.
Люди нередко боялись смотреть на Миклухо-Маклая, постоянно от него отворачивались (запись 25 декабря 1874 г.).
Срисовав местную постройку Миклухо-Маклай должен был заплатить кусок табака владельцу этой постройки (13 февраля 1880 г.).
Наконец, немалой помехой при рисовании было состояние его рук.
Вообще при моей теперешней жизни, т. е. когда приходится быть часто и дровосеком, и поваром, и плотником, а иногда и прачкой, и матросом, а не только барином, занимающимся естественными науками, рукам моим приходите, очень плохо. Не только кожа на них огрубела, но даже сами руки увеличились, особенно правая. Разумеется, не скелет руки, а мускулатура ее, отчего пальцы стали толще и рука шире. Руки мои и прежде не отличались особенной нежностью, но теперь они положительно покрыты мозолями, порезами и ожогами; каждый день старые подживают, а новые появляются.
При рисовании мелких объектов руки мои, привыкшие уже к топорной работе, к напряжению больших систем мускулов, плохо слушаются.
Следует отметить, что нередко Миклухо-Маклаю приходилось пользоваться мало пригодной для рисования бумагой делать зарисовки на небольших листках и т. д.
Бумага писчая и для рисования с каждым днем убывает, и я боюсь что не хватит на следующие месяцы,
– записал он 12 февраля 1872 г.
На многих рисунках имеются на полях различные записи, часто даже и не относящиеся к данному рисунку.
На портретах обычно указаны цифровые данные антропологических измерений, цвет волос, глаз, кожи и т. д. Рисование отнимало у Миклухо-Маклая много времени.
Рисование как способ передать виденное
Миклухо-Маклай стремился зарисовывать как можно больше. Заметив оригинальность орнамента на лодке, он пишет:
Я решил скопировать все виды его, встречающиеся на туземных изделиях. Рисовал что приходилось: и хижины, и пироги, делал и портреты, снимал факсимиле с резных папуасских орнаментов, выделанных на бамбуке.
Рисовал
то, что находил наиболее интересным.
Миклухо-Маклай рассматривал рисование как более легкий, по сравнению с описанием, а иногда и единственный способ передать виденное. По поводу папуасских телумов он писал:
Даже беглый набросок может дать лучшее представление, чем подробное описание. О татуировке он писал, что она положительно не выходит на фотографии, так что для передачи ее остается утомительный и менее точный, но единственный способ – рисование.
В некоторых случаях Миклухо-Маклай считал рисование не только способом передачи виденного, но и одним из способов более точного наблюдения.
Так, в дневнике 7 января 1875 г. он записал:
... Я увидал голову с папуасскими волосами. Это было неожиданное открытие... Я с нетерпением желал рассмотреть поближе этот индивидуум. Для этого лучшее средство – рисовать портрет.
(Малайский полуостров).
Рисунки Миклухо-Маклая исторический источник
Рисунки Миклухо-Маклая, помимо точности и наглядности, каких не может дать самое подробное описание, приобретают большое значение еще потому, что они воспроизводят те явления культуры изученных Миклухо-Маклаем народов, которые к настоящему времени исчезли или исчезают.
Для целого ряда явлений прошлого таких народов эти рисунки представляют собой ценнейший и единственный исторический источник.
Миклухо-Маклай намеревался опубликовать свои рисунки в иллюстрированном сочинении о Береге Маклая, но это иллюстрированное сочинение, как известно, не появилось: преждевременная смерть помешала Миклухо-Маклаю выполнить свое намерение.
Небольшая часть рисунков Миклухо-Маклая была опубликована в 1923 г., в первом томе его «Путешествий». В 1940 и 1941 гг. вышли первый и второй томы его «Путешествий» (изд. Академии наук СССР), где также были воспроизведены некоторые его рисунки.
Настоящее пятитомное издание является первым, в котором, за немногими исключениями (неоконченные наброски, студенческие учебные рисунки, а также несколько рисунков, хранящихся в Австралии), воспроизведены все рисунки Миклухо-Маклая.
Рисунки Миклухо-Маклая представляют самостоятельный художественный и научный интерес.
Существует четырнадцать разделов рисунков по темам: «Острова Зеленого Мыса», «Южная Америка», «Полинезия», «Берег Маклая на Новой Гвинее», «Берег Папуа-Ковиай», «Южный берег Повой Гвинеи», «Филиппинские острова», «Малайский архипелаг», «Малаккский полуостров», «Микронезия», «Меланезия», «Австралия», «Рисунки из альбома рыб», «Ранние рисунки».