Воздушная перспектива
Мы уже говорили о том, что, кроме линейной перспективы, существует еще воздушная перспектива.
Она выражается в том, что предметы, по мере их удаления от глаз наблюдателя, меняют свою окраску, меняют яркость тонов окраски и даже в какой-то степени и четкость своих очертаний.
Воздушная перспектива в рисунках
Так, например, горы вдали кажутся нам синеватыми, синими и даже, голубыми. Долины и ущелья, гор, а также теневые стороны гор кажутся менее темными, а освещенные места - менее светлыми.
Все это можно наблюдать не только в горах, но и в равнинных областях, если есть возможность видеть дали с какой-либо возвышенности. Рисунок 1 - Передача воздушной перспективы различной толщиной и различным характером линий
Одной из главнейших причин, обусловливающих воздушную перспективу, является цвет воздуха и его недостаточная прозрачность. Чистый воздух кажется нам совершенно бесцветным и прозрачным.
Однако при значительной толщине слоя воздуха уже не трудно заметить, что воздух имеет цвет и не является совершенно прозрачным. Ведь такими же прозрачными и бесцветными кажутся нам чистая вода, чистое оконное стекло (сложите 10-15 стеклянных пластинок, нарезанных из оконного стекла, в одну стопку и посмотрите сквозь эту стопку на страницу книги, на любые окружающие вас предметы, и вы сразу же заметите и цвет, и малую прозрачность стекла).
Слой даже самой чистой воды, толщиной в 4-5м, имеет уже ярко выраженный голубой цвет (чтобы увидеть цвет чистой воды, берут стеклянную трубку в 5 м длины, наполняют ее дистиллированной водой и закрывают оба конца трубки плоскими стеклами.
Трубку помещают в светонепроницаемый футляр. Установив один конец трубки в окно, смотрят в другой конец трубки на свет. Опыт показывает, что чистая дистиллированная вода имеет замечательно нежный и чистый голубой цвет.
А что касается прозрачности воды, то достаточно напомнить о наблюдениях над прозрачностью морской воды при помощи круга Секки, который становится невидимым на глубине 40-50 и в редких случаях до 60 м.
Почему толща воздуха голубая
Воздух во много раз прозрачнее воды. Но при достаточной толщине слоя воздуха можно заметить и его голубой цвет, и недостаточную прозрачность. Лучи света, проходя сквозь воздух, встречаются с молекулами воздуха и различными частицами, взвешенными в воздухе (мельчайшие капельки воды, пылью, бактериями), частично от них отражаются, частично ими поглощаются.
При этих условиях часть лучей до нас просто не доходит. Известно также, что коротковолновые лучи (фиолетовые, синие и голубые) рассеиваются сильнее, чем длинноволновые (оранжевые, красные). В результате в рассеянном свете преобладают коротковолновые лучи, которые и сообщают воздуху синюю и голубую окраску.
Так, с поверхности земли небо в зените кажется нам синим, а по мере приближения к горизонту становится светлее и принимает уже голубую или светло-синюю окраску. Происходит это потому, что лучи света в зените, прежде чем достигнут наших глаз, проходят через слой атмосферы кратчайшим путем, а при всяком другом положении - более длинным путем, т. е. пронизывают более толстый и притом более плотный слой атмосферы.
На больших высотах от 15 до 20 км, куда исследователи попадают только на стратостатах, цвет неба кажется черно-фиолетовым. Там лучи света проходят сквозь меньшую толщу и к тому же более разреженного воздуха. Этим и обусловливается гораздо большая прозрачность воздуха в верхних слоях атмосферы (в стратосфере).
В рисовании мы пользуемся пока только карандашом, углем или тушью на белой бумаге, поэтому всех сложных изменений цвета или, как говорят художники, тона предметов, мы касаться не будем. Но яркость тона удаляющихся предметов определенно уменьшается. Это можно показать различной степенью яркости линий или путем тушевания.
Проще всего, конечно, передавать воздушную перспективу путем тушевания, особенно карандашом. Несколько труднее это делать линиями при помощи карандаша и еще труднее линиями, проводимыми пером. Линия, проведенная карандашом, может быть более «жесткой» или более «мягкой» при одной и той же толщине.
Что же касается линий, проводимых пером, то они могут различаться главным образом по толщине, дальние линии могут быть ослаблены некоторыми перерывами (рис. 1). Поэтому передавать воздушную перспективу при рисовании пером много труднее, чем при рисовании карандашом.
Наибольшие возможности для передачи воздушной перспективы представляют краски и цветные карандаши, но этой задачи мы перед собой не ставим.
Однако при некоторой настойчивости, хорошей передачи воздушной перспективы можно добиться и при работе пером. Так, например, в руках хорошего рисовальщика большое значение приобретает и характер самой линии.
Известно, что детали на дальних предметах исчезают и очертания этих предметов становятся менее определенными. Отсюда и линии контуров дальних предметов приходится делать проще. Большое значение в передаче воздушной перспективы имеет также прерывистость линий (рис. 2).
Особенно важно применять эту прерывистость при пересечении контуров близких и дальних предметов. Последнее, впрочем, имеет некоторое значение и при изображении ближних предметов. Рисунок 2 - Прерывистость линий контуров при их пересечении хорошо передает воздушную перспективу
Итак, при всех наших упражнениях с рисованием ближних и дальних предметов с самого начала необходимо считаться с воздушной перспективой и стараться ее передавать всеми имеющимися в нашем распоряжении способами. Но не будем забывать, что значительно легче это достигается все же карандашом и много труднее пером.