Зачем нужно рисование

Зачем нужно рисование для подростков
Некоторые подростки под влиянием окружающей обстановки (в школе или в семье) начинают в это время с большей или меньшей настойчивостью заниматься техникой рисования. При наличии большой охоты, или под влиянием окружающих, или при наличии этих обоих условий, подросток постепенно совершенствуется в рисовании. Мы не берем отдельных случаев, когда у человека есть определенные склонности к творчеству в области изобразительного искусства. Мы берем обычных учащихся, которые с удовольствием рисуют и чертят в школе и приобретают достаточно хорошие навыки в рисовании. Эти навыки оказываются потом для учащегося очень полезными в его дальнейшей жизни. Если он поступит в высшую школу, то ему понадобится в какой-то мере применять рисование почти в любой специальности (биология, география, физика, строительное дело, архитектура, и многие другие). Если человек непосредственно включится в практическую работу, то и здесь он довольно быстро убедится в том, что рисование во всех случаях будет хорошим помощником в его работе. Ведь чтобы освоить станок, машину, необходимо разобраться в чертежах и самому уметь зарисовать ту или другую деталь. А если вопрос коснется какого-либо усовершенствования или осуществления своего изобретения, то от автора прежде всего потребуется уменье выразить свою мысль при помощи рисунка, а потом и чертежа. Мы не говорим о тех специалистах, у которых рисование и черчение все время сопровождают работу. Но, кроме таких людей, которые сумели развить в себе некоторое уменье рисовать и чертить, существует еще больше других, которые забросили рисование с раннего детства. Плохо поставленное преподавание графической грамотности в школе не смогло захватить этих людей. Они рисовали по обязанности, без всякой охоты, рисовали плохо и совсем бросили рисовать, как только рисование перестало быть обязательным предметом. Если человек не движется вперед, то он непременно движется назад. Это справедливо по отношению к любой специальности, но к рисованию в особенности. Человек, переставший упражняться в рисовании, очень быстро теряет даже и те небольшие навыки, которые ему удалось приобрести в школе.Зачем нужно рисования для учителя географии
Графическая неграмотность в особенности не должна иметь места среди преподавателей географии. Графическая грамотность — уменье выражать мысль чертежами и рисунками, Вот преподаватель географии средней школы рассказывает ученикам о дюнах. Он совершенно правильно отмечает, что склоны дюн, обращенные навстречу дующему ветру, будут очень отлогими, потому что ветер сдувает песчинки и несет их по склону вверх до гребня дюны. Перевалив через гребень, песчинки скатываются вниз уже без помощи ветра, образуя крутой склон, обычный, для сыпучих тел. При этом преподаватель рисует профиль дюн приблизительно так, как изображено на рисунке 1А, тогда как правильное изображение иное (рис. 1Б). Кстати сказать, подобный неправильный способ изображения дюн у преподавателей и студентов можно наблюдать довольно часто. Таким образом, рисование и география тесно связаны между собой.
Связь рисования и географии
Вот студент-практикант готовится к уроку по географии и намечает на бумаге тот схематический рисунок вулкана, который ему придется во время урока, по требованию руководителя практики, делать на доске. Студент этот из тех, которые «разучились» рисовать и обычно избегают всяких иллюстрации на доске. Он отлично знает, что самые крутые склоны вулканического конуса не превышают 30—35°, но дает приблизительно такой рисунок, какой показан на рисунке 2А (правильное изображение см. на рис. 2Б). Это опять не единичное явление, а самая распространенная из ошибок как у студентов-практикантов, так и учителей. И это не от небрежности. Студент достаточно хорошо знает цифры, обозначающие крутизну склонов вулкана, но графически, а стало быть, и в натуре, их не представляет.
Зачем нужно рисование для студентов
Студентам IV курса было дано задание сделать описание поверхности Западно-Сибирской низменности. При этом требовалось, чтобы студенты иллюстрировали свою работу схематическими рисунками. Надо сказать, что студенты всячески избегали рисунков и предпочитали давать длинные описания, вместо простого и ясного рисунка. Но, согласно заданию, требовалось, чтобы в работе каждого студента был хотя бы один рисунок. Всего было около 50 работ. Удовлетворительными оказалось менее половины (в данном случае м,ы говорим только о рисунках). Среди работ, имеющих неудовлетворительные иллюстрации, нас особенно поразила одна работа, принадлежащая студенту-отличнику. Описывая высокие правые берега р. Иртыша, он совершенно правильно говорит, что «если смотреть со стороны реки, то перед нашими глазами будут крутые берега, 40—50 м выстой. Но если взобраться на эти высокие берега, то легко видеть, что они оказываются краем необозримой плоской равнины». Здесь, в подтверждение сказанного, студент дает схематический профиль берега (рис. 3А). (На самом же деле рисунок должен быть сделан, как рис. 3Б.) При взгляде на рисунок студента можно подумать, что человек ровно ничего не понимает из того, что он говорит в своем описании. На деле это не так: студент безусловно понимает суть дела, но выразить свою мысль графически не может.
Цикл статей по рисованию
Надеемся, мы смогли дать ответ на вопрос "Зачем нужно рисование?". Поэтому мы решили сделать цикл статей по рисованию, которые будут разбиты на две части. Первая часть ставит своей задачей развить первые, наиболее простые и наиболее нужные навыки рисования географических объектов, главным образом с рисунков и лишь в некоторых случаях с натуры. Эти элементарные навыки совершенно необходимы для каждого преподавателя географии. Вторая часть ставит уже более сложные задачи: подвести человека к рисованию тех географических объектов, в которых требуется передать глубину пространства с применением правил перспективы. В этой второй части, помимо изучения законов перспективы, уделяется большое внимание рисованию с натуры. Уменье рисовать с натуры совершенно необходимо для географа-исследователя и очень полезно для географа-преподавателя. Все статьи по рисованию ищите в блоге по рисованию.
Рейтинг:
/5 -
голосов
Тяга к рисованию заложена в человеке с момента его рождения, ведь языком рисунка общались наши предки.