Зарисовки панорамных эскизов

Широко применяемый способ зарисовки панорамных эскизов с помощью квадратной сетки является в достаточной степени трудоемким и неудобным для глаза, так как глаз должен постоянно приспосабливаться к наблюдению линейной квадратной сетки и ее обозначению вблизи, а вслед за тем должен заострять свое внимание на предметах, находящихся вдали. Зарисовка панорамных эскизов как широко применяемый способ в рисовании Зарисовка панорамных эскизов как широко применяемый способ в рисовании. Для наблюдающего неудобно также то, что он должен изображать эскиз только на миллиметровой бумаге и лишь тогда, когда она прикреплена.

В сложном положении или когда эскизов потребуется больше и когда будет мало времени для приготовления пособий, их как раз и не окажется под рукой. Более простым является способ, при котором наблюдатель определяет и изображает положение относительных точек только карандашом на любой бумаге. Зарисовки панорамных эскизов Если бы все учащиеся II ступени овладели первичными навыками рисования, они могли бы в любых условиях, имея под рукой только бумагу и карандаш, сделать панорамный эскиз любого формата, причем с гораздо меньшими усилиями, чем они это делали до сих пор.

При наброске эскизов (рисунок ввеху) наблюдатель должен выбрать на отрезке местности панорамный эскиз, который он хочет нарисовать, какую-нибудь фасадную прямую, лучше всего вертикальную. Если ее нет, то он может вместо нее выбрать в качестве основного измерения расстояние АВ и определить его глазомером.

Если этот способ покажется неудобным, можно выбрать в качестве основного измерения горизонтальную прямую, хотя бы АВ. При изображении эскизов с помощью вертикальной прямой за основное измерение принимают вертикальную фасадную прямую на поверхности, хотя бы телеграфный столб ЕF, с помощью которого можно сравнивать и определять все другие величины.

Последовательность работы. Телеграфный столб, видимый в натуре, наблюдатель обозначает на бумаге вертикальной прямой ЕF. Каждое направление, которое он видит на поверхности горизонтально или почти горизонтально за столбом, делит столб на две части.

Наблюдатель определяет, какую часть всего столба составляет меньшая его часть. Если это половина, он на своем рисунке делит величину столба ЕF пополам. В половинной точке он проводит на бумаге горизонтальную прямую а.

Если эта половина разделена в натуре другой горизонтальной прямой, следует опять сравнением определить соотношение этих частей. Если через самую высшую точку столба горизонтально проложить визуальную линию, она будет совпадать с горизонтальным направлением на поверхности.

Затем на рисунке через наивысшую точку прямой проводят горизонтальную прямую b. Если в натуре высота горы ВV составит 11/3 высоты столба ЕF (bV короче ЕР), то на рисунке следует разделить в таком же соотношении расстояние ЕF, то есть высоту столба так, чтобы искомую величину можно было нанести в этом соотношении на рисунок как искомую высоту горы.

После того как определены все горизонтальные величины, следует определить все боковые расстояния относительных точек от вертикального столба. Если длина столба в натуре в два с половиной раза больше расстояния столба от костела, то нужно нанести на рисунок высоту столба в два с половиной раза влево и достичь тем самым положения костела.

Если, проведя карандашом горизонтальную визуальную линию, мы убеждаемся, что шпиль костела лежит на прямой b, можно точно изобразить шпиль костела и на рисунке. Если сравнением в натуре установлено, что дерево находится на прямой и удалено от столба на две длины столба влево, нужно нанести на рисунок две длины ЕF на прямую влево от ЕF, чем достичь положения дерева.

Определив для каждой точки на поверхности расположение высотное и широтное, можно считать, что точка определена точно. Делают это так. Через каждую искомую точку в природе проводят горизонтальную и вертикальную прямые.

Горизонтальная прямая, проведенная через точку, положение которой мы хотим определить, а вертикальная прямая – через точку, с которой мы сравниваем, определит расстояние между ними.

Можем сравнить ее как горизонтальную прямую с основной вертикальной прямой на поверхности и затем по результатам сравнения разделить величину основной вертикальной прямой на рисунке, благодаря чему мы получим искомый размер горизонтального расстояния. Положение при рисовании Если ученик выбирает в качестве основного измерения горизонтальную фасадную прямую, все искомые расстояния он сравнивает и измеряет по ней.

Если он с помощью карандашного глазомера определит, что искомая величина меньше расстояния АВ, он должен разделить величину АВ на рисунке на столько частей, сколько раз он измерил искомое расстояние до величины АВ.

Если ученик хочет определить положение с, он измеряет глазомером расстояние Ас и сравнивает его с АВ на поверхности. При одинаковом соотношении следует разделить прямую АВ, одну часть нанеся на А и проведя горизонтальную прямую с. Таким же образом можно определить положение остальных горизонтальных прямых.

Если ученик прокладывает на поверхности визуальную линию вертикально через те точки, которые он хочет изобразить на рисунке, эти вертикальные прямые делят прямую АВ или проходят рядом с ней.

Расстояние от прямой или часть прямой АВ можно снова определить измерением на поверхности и в этом же соотношении можно потом делить прямую АВ на рисунке, благодаря чему мы получим величину искомого расстояния. Тут и везде через каждую искомую точку следует провести горизонтальную и вертикальную прямые.

С помощью проведенных горизонтальных прямых определим высотные расстояния, с помощью вертикальных прямых – ширину. Ученик определяет и наносит несколько относительных точек, используя полученные наемки, остальные размещения и величины изображает с помощью глазомера.

Наблюдать и определять при рисовании панорамных эскизов нужно прищуренным глазом, другой следует закрыть.

Определение расстояния на поверхности

Если ученик должен глазомером определить на поверхности расстояние предмета от глаза с определенной точки, он может это сделать с помощью карандаша.

Если ученик, держа перед глазами карандаш вертикально при почти вытянутой руке, поочередно наблюдает за карандашом то одним, то другим глазом, создается впечатление, что он видит карандаш каждый раз в другом месте поверхности: то слева, если он наблюдает правым глазом, то справа – если он наблюдает левым глазом.

Если расстояние, на которое переместился в сторону предмет, составляет на поверхности полных 60 м, то подлинная удаленность предмета от местоположения ученика будет в 10 раз больше, то есть составит 600 м.

На первом рисунке наблюдающий видел телеграфный столб левым глазом. Правый был закрыт. Карандаш он держал вертикально, так, чтобы он совпадал с телеграфным столбом.

Когда ученик прищурил правый глаз, подвинул карандаш, положение карандаша показалось ему сдвинувшимся более влево. Когда ученик сопоставил высоту телеграфного столба с расстоянием, на которое карандаш внешне подвинулся, то оно оказалось в три раза больше 6 м, то есть составило 18 м. Удаленность же столба от местоположения наблюдателя составляла тогда 180 м.

Рейтинг: 1/5 - 1 голосов