Научная теория происхождения человека

К концу XVII века ученым уже были известны тысячи видов животных. Изучение такого огромного количества организмов требовало, чтобы они были, прежде всего, приведены в какой-то порядок, или, как говорят ученые, чтобы они были классифицированы.

Но по какому признаку объединять животных в группы? Над этим вопросом очень долго бились ученые. Нашлись такие наивные натуралисты, которые располагали названия животных в алфавитном порядке.

Но подобный «порядок» ничуть не лучше любого беспорядка, так как при этом в одну группу могли попасть животные, ничего общего между собой не имеющие, например бык и блоха, воробей и верблюд, кабан и карась и т.д. В этой статье попытаемся рассмотреть основные положения научной теории происхождения человека. Верблюд Лишь двести с лишним лет назад известный шведский ученый Карл Линней (1707–1778) создал классификацию животных, которая могла удовлетворить стоявшим перед тогдашними исследователями задачам.

Весь животный мир Линней разделил на шесть классов: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, млекопитающие. В основу своей классификации; он положил сходство телесного строения животных. Хотя Линней был одним из выдающихся ученых ХVIII века, тем не менее он не был свободен от религиозного воззрения на мир.

Как и большинство людей его времени, он верил, что видов растений и животных существует столько, сколько их было создано «в начале времен» богом. Линней считал также, что человек, в отличие от всех животных, создан по образу и подобию божьему, что в нем заложен «божественный разум».

Однако, распределяя животных по классам, Линней на основе сходства телесного строения человека и высших животных объединил их в один класс млекопитающих, то есть животных, самки которых рождают живых детенышей и вскармливают их собственным молоком. Из классов млекопитающих Линней выделил наиболее высокоорганизованных животных (приматов), куда включил полуобезьян, обезьян и людей.

Тем самым Линней, сам того не желая, доказал, что человек – животное млекопитающее, наиболее близко стоящее к обезьянам.

В то время как Линней еще цеплялся за религиозные сказки о сотворении богом всего живого, наш великий соотечественник – Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), живший одновременно с Линнеем, открыто выступил против религиозного мировоззрения.

«...Напрасно думают,

– писал Ломоносов в своем сочинении «О земных слоях»,

что всё, как видим, с начала творцом создано».

Ломоносов высмеивал ученых, придерживавшихся религиозного взгляда на природу.

«Оным умникам,

говорил о них Ломоносов,

– и легко быть философами, выуча три слова: бог так создал».

Надо также упомянуть знаменитого естествоиспытателя Петра-Симона Палласа (1741–1811), члена Российской академии наук. Еще, будучи начинающим исследователем, Паллас опубликовал труд, в котором указывал на связь, существующую между растениями и животными, которых он рассматривал как два ствола дерева, выросшие на одном корне.

У самого начала расхождения двух стволов – растительного и животного – Паллас поместил зоофитов, то есть простейшие организмы, имеющие много общего и с животными и с растениями. Правда, о зоофитах писали еще древние ученые за две тысячи лет до Палласа.

Но их учение было забыто. Паллас же не только возродил мысль о зоофитах как о родоначальниках животных и растений, но и развил ее дальше. Паллас считал, что зоофиты представляют начальную форму жизни.

Первую же ступень в ряду животных составляют низшие беспозвоночные организмы, которых Паллас объединил в одну группу малюсков (мягкотелых). Вторая ступень – рыбы, за которыми следуют амфибии, или земноводные (в эту группу Паллас включил также пресмыкающихся).

Наиболее организованными высшими животными являются четвероногие (так в прошлом называли млекопитающих). Перечисленные животные – моллюски, рыбы, амфибии, четвероногие – составляют один общий ствол. Насекомые же и птицы являются боковыми ветвями этого ствола.

Научная теория происхождения человека Рисунок 1 - Классификация животного мира по Палласу

Мы видим, таким образом, что Паллас, как и Линней, разделил животный мир на шесть однородных групп (классов), хотя некоторые из них у обоих авторов имеют разные наименования, например черви и гады – у Линнея, моллюски и амфибии – у Палласа. И все же между системами (классификациями) Линнея и Палласа лежит огромная пропасть.

В то время как между выделенными Линнеем классами отсутствует какая-либо связь, выделенные Палласом группы связаны между собой родством, причем этот ученый уже различал прямое родство от бокового. Паллас сделал огромный шаг вперед, оставив далеко позади себя Линнея, который смотрел на природу глазами религиозного человека.

Еще дальше Палласа ушел вперед русский ученый Афанасий Каверзнев (1750–1778). Несмотря на свою молодость, Каверзнев успел внести большой вклад в науку. Им была написана небольшая по размеру, но, полная глубокого смысла книжка «Философическое рассуждение о перерождении животных». Из самого названия книжки видно, что Каверзнев защищал идею «перерождения» животных, то есть происхождения одних видов от других.

Помимо того, в то время как Паллас ничего не говорил о родстве человека с обезьянами, Каверзнев утверждал, что человека и обезьян надо причислить к одной семье. Так медленно, но все шире распространялась и укреплялась идея, что между животными имеется родственная связь, что животные «перерождаются», то есть развиваются (эволюционируют) от низших к высшим.

В развернутом виде учение об эволюции животного мира было изложено впервые известным французским ученым Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) в книге «Философия зоологии» в начале XIX века, в 1809 году. В этой книге Ламарк уже уверенно писал, что высшие животные произошли от низших и что человек произошел от человекообразных обезьян. Жан Батист Ламарк Рисунок 2 - Жан Батист Ламарк (слепой)

Это правильное в своей основе учение Ламарк, однако, не смог подкрепить достаточно убедительными фактами, которых в его время еще не было. Некоторые же объяснения причин эволюции, которые Ламарк черпал не из явлений природы, а из головы, оказались неверными и неубедительными.

Этим воспользовались реакционные ученые, противники эволюционного учения, которые объявили эволюционный принцип ложным, – и учение Ламарка было забыто. Забыт был и сам Ламарк, окончивший жизнь слепым, в нужде и одиночестве.

Верной ему осталась лишь его дочь Корнелия, которая, утешая любимого отца, говаривала:

«Потомство будет восхищаться тобой, оно отомстит за тебя, отец!».

Эти слова высечены на камне памятника, который был воздвигнут ученому в 1909 году в Париже, спустя сто лет после выхода в свет его книги «Философия зоологии».

Чарльз Дарвин о происхождении человека

Первым, кто вновь извлек на свет учение Ламарка, был величайший натуралист XIX века Чарльз Дарвин. Заметим, что в молодости Дарвин был очень далек от эволюционной идеи, являясь почитателем библии, которую он носил с собой и часто перечитывал. Чарльз Дарвин Рисунок 2 - Чарльз Дарвин

Но по мере того как во время длительного кругосветного путешествия у Дарвина накоплялся все больший и больший научный материал, говоривший в пользу изменчивости и развития растительного и животного мира, он начал отходить от религии и в конце концов полностью порвал с ней. В 1359 году Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора».

В ней на основе собственных и собранных его предшественниками материалов Дарвин сумел доказать, что растения и животные развились от простейших до высокоорганизованных. Величайшей заслугой Дарвина является также и то, что он первый из ученых убедительно и не опровержимо объяснил, почему организмы не остаются неизменными, а развиваются и усложняются.

Своим учением Дарвин сделал огромный вклад в науку о жизни (биологию) и нанес жестокое поражение религиозным сказкам о сотворении богом растений, животных и человека неизменными.

Рейтинг: 3,7/5 - 4 голосов