Поворот торможением
Иногда случается, что лодку надо повернуть круто и быстро. В таком случае действие руля оказывается недостаточным, для этого необходимо произвести поворот торможением. Поворот лодки на воде
Команда табань
И раздается команда:
- Правая (или левая) табань!
Команда табань на рыбачьем профессиональном языке означает примерно то же самое, что тормозить. По этой команде гребцы опускают правые (или левые) весла в воду и ставят их лопасти поперек струй - тормозят движение лодки с одного борта, и лодка поворачивается в эту сторону. Если же поворот надо выполнить еще быстрее и круче, дается команда:
- Правая табань, левая загребай!
Гребцы правыми веслами табанят, а левыми усиленно гребут. Такое сочетание гребли с торможением заставляет лодку поворачиваться почти на одном месте.
Поворот парохода
Тем же приемом пользуется капитан при повороте парохода, если его корабль снабжен двумя винтами: рулю помогают работой машин. При повороте один винт работает как обычно, другой останавливается или дает задний ход. Соединенная работа руля и двух винтов дает возможность кораблям круто поворачиваться, осуществляя поворот торможением. Поворот парахода
Трамваи, паровозы
Трамваи, паровозы и вообще весь транспорт, движущийся по рельсам, без рулевого управления: оно им не нужно. Его заменяют рельсы и реборды. Реборды, или гребни, - это выступающие края на ободьях колес.
Когда колеса катятся по рельсам, гребни упираются сбоку в головку рельсов и не позволяют вагону или паровозу сходить с них. А для трамвайных путей иногда употребляют особые рельсы с желобком, в котором катятся гребни колес. Поворот трамвая на рельсах
На закруглениях пути паровоз или трамвайный вагон стремится по инерции продолжать движение вперед по прямой линии, но гребни упираются в рельсы и заставляют поезд поворачивать,это тоже прием поворота торможением.
Гусеничные машины
Гусеничные машины - тракторы и танки - так же не имеют рулевого управления, такого, как у их ближайших родственников - автомобилей. Тракторами и танками управляют при помощи тормозов. Правая и левая гусеницы имеют отдельные тормоза и отдельные тормозные рычаги.
Подтянув правый тормозной рычаг, водитель замедляет ход правой гусеницы, тогда как левая продолжает движение с прежней скоростью, и машина, подтормаживаемая с одной стороны, поворачивается.
Такое устройство позволяет гусеничным машинам делать то, что немыслимо для колесных, - они могут поворачиваться почти на одном месте, осуществляя поворот торможением. Управление танком при помощи тормозов