Покрытие беговых дорожек
Чтобы быстро бегать, мало иметь резвые ноги. Спортивный успех во многих видах спорта зависит не только от «действия» ног, ему способствует покрытие беговых дорожек.
Покрытие беговых дорожек - упор в ходьбе
Когда человек идет или бежит, его ноги должны отталкиваться от земли и встречать со стороны дороги равное и противоположно направленное противодействие, (подробнее: Третий закон Ньютона). Иначе говоря, ноге нужно иметь хороший упор в ходьбе.
Если же упор окажется недостаточен, то и бегун не сможет двигаться в полную силу. Очень трудно бежать по рыхлому, зыбкому песку, по вязкой мокрой глине или по земле, покрытой корочкой гололеда. По такому грунту не то что бежать - даже ходить трудно.
На рыхлом песке человек тратит много усилий, чтобы каждым своим шагом уплотнять песок, прежде чем он окажется способным дать ноге необходимый упор. А на глине ноги вязнут и расползаются, приходится с усилием отрывать ногу от липкой грязи.
На скользком льду катка или во время гололедицы ходить приходится с опаской, слишком легко поскользнуться и упасть - лед не дает ноге надежного упора.
О качественном покрытии беговых дороже заранее заботятся строители стадионов и спортивных площадок: раньше беговые дорожки засыпались гарью - золой из паровых котлов.Гарь считалась- прекрасным материалом; она достаточно тверда, свободно пропускает воду и почти не впитывает ее, всегда суха, легко поддается уплотнению под шипами на туфлях бегунов и не позволяет ногам скользить.
Позже беговые дорожки покрывались асфальтом. Современные спортсмены занимаются на дорожках, покрытых различными синтетическими материалами.
Шипы на подошвах, вдавливаясь в поверхность беговой дорожки, обеспечивают полезное трение и позволяют твердо ставить ногу, а нога, встречая надежный упор в грунте, использует всю свою силу, чтобы от него оттолкнуться. Таким образом небольшая потеря на трение шипов с лихвой возвращается бегуну благодаря надежному взаимодействию с дорогой.
Обувь спортсменов
Обувь спортсменов прошла длительную историю развития.
- Бутсы футболистов в середине ХХ столетия представляла собой специальные ботинки, к подметкам которых набивались толстые кожаные рубцы и специальные выступы-шипы.
- Туфли бегуна тоже изготавливались с шипами, но уже - металлическими, тонкими и острыми.
- На подметках альпиниста шипы были почти такие же, как на лошадиных подковах.
Со временем качество и дизайн менялись, но ходить в альпийской или футбольной обуви все равно неудобно, но зато бегать или лазить по горам очень хорошо.
Сцепление с дорогой
С той же целью - получить хорошее сцепление с дорогой - колеса и гусеницы тракторов также снабжают шипами, протекторы автомобильных шин делают узорчатыми, а лошадей подковывают.
Однако на скользкой или грязной дороге автомобильные шины часто теряют сцепление с дорогой, (подробнее: Польза трения) и начинают буксовать, крутятся на месте, разбрызгивая грязь, а автомобиль не продвигается ни на шаг.
Шоферы, когда им предстоит перегон по плохой дороге, предварительно обматывают колеса цепями, и тогда автомобиль легче преодолевает трудные участки пути. Современные грузовые автомобили имеют не одну ведущую ось, а две и цепляются за дорогу всеми четырьмя колесами.
Такое устройство, как говорят специалисты, повышает «проходимость» автомобиля.
Способность любой транспортной машины передвигаться зависит не только от мощности ее двигателя, но, в той же степени, и от состояния пути, все равно, что для спортсмена от качественного покрытия беговой дорожки.