Физическое воспитание молодежи

Основными задачами физического воспитания молодежи всегда являлось укрепление здоровья, содействие всестороннему физическому и умственному развитию, воспитание у молодежи выносливости, силы, ловкости.

Физическое воспитание

В процессе физических упражнений образуются новые двигательные навыки, представляющие собой сложные условные рефлексы. Одновременно с формированием двигательных навыков при систематических занятиях физкультурой и спортом улучшаются средние показатели физического развития детей и подростков.

Влияние физкультуры на организм

Влияние физкультуры на организм подростка существенное. В зависимости от длительности и интенсивности занятий физической культурой изменяется опорнодвигательный аппарат. Кости становятся более прочными и массивными, увеличивается сила и масса скелетной мускулатуры — мышц. Дыхание становится реже и глубже, в результате чего увеличивается объем грудной клетки. Сердце спортсменов имеет большие размеры за счет увеличения массы сердечной мышцы, что значительно повышает его работоспособность.

В период роста и развития организма целесообразно заниматься каким-либо видом спорта, причем следует учитывать состояние здоровья, особенности физического развития и др. Физическое развитие показывает, насколько правильно происходят процессы роста и развития организма в каждом возрасте и как влияют условия жизни на эти процессы.

Основными показателями физического развития являются рост, вес и окружность грудной клетки, средние величины которых приведены в таблице.

Табица №1: Показатели физического развития учащихся Москвы по данным 1964 г.

Возраст, год Рост, см Вес, кг Окружность грудной клетки, см
Мальчики
8
126,32 25,54 60,08
9
132,84 28,48 62,06
10
136,86 31,72 64,26
11
140,62 33,62 65,2
12
145,06 36,05 67,34
13
150,34 40,26 69,2
14
157,82 46,94 74,24
15
164,24 52,8 78,42
16
170,62 59,06 81,88
17
172,88 61,92 83,06
Девочки
8
125,78 25,38 58,06
9
130,84 27,92 59,86
10
135,8 31,08 62,18
11
141,9 34,96 65,22
12
147,52 38,84 67,98
13
153,08 43,02 71,32
14
156,03 46,09 74,72
15
159,26 51,18 77,48
16
161,16 53,94 77,66
17
161,46 55,32 78,9

Оценку физического развития проводят путем сравнения данных собственного роста, веса и окружности грудной клетки (в состоянии покоя) с величинами соответствующего возраста и пола, указанными в таблице.

Индивидуальная оценка физического развитии позволяет определить, насколько оно соответствует нормальному, и вместе с врачом и тренером наметить мероприятия для улучшения его отдельных показателей. Однако надо всегда помнить, что эффективность воздействия всех спортивных мероприятий может быть достигнута только при систематическом длительном и непрерывном их проведении.

Средства, которые используют при физическом воспитании, можно разделить на две группы. К первой группе относятся различные физические упражнения, спортивные игры и все виды спорта; ко второй — соблюдение правил личной гигиены и закаливание организма путем использования природных факторов.

Физическое воспитание в школе

Физическое воспитание в школе должно включать гимнастику до уроков, физкультпаузы или физкультминутки, уроки физкультуры, физкультурно-массовые мероприятия (кроссы, и др.), а также занятия в спортивных секциях и туризм.

Зарядка по утрам должна проводится ежедневно. Она активизирует функции дыхания и кровообращения, дисциплинирует учащихся и, наконец, содействует выработке привычки к ежедневным занятиям гимнастикой с целью укрепления здоровья. Гимнастика должна проводиться на свежем воздухе и в помещении только в плохую погоду.

Физкультпаузы или физкультминутки должны проводиться во время уроков с целью снижения утомляемости, перемены положения тела и повышения активности и внимания.

Уроки гимнастики, проводимые 2 раза в неделю, вырабатывают основные физические качества — быстроту, выносливость, силу и ловкость. Эти качества, обеспечивающие всестороннее физическое развитие, закрепляются и совершенствуются в спортивных секциях, которые организуются чаще всего по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике, лыжам, конькам, плаванию и др.

Данные о возрасте детей и подростков, в котором разрешаются занятия в различных секциях, приводятся в следующей таблице.

Таблица №2 — Начальный возраст для занятий в различных секциях по видам спорта.

Вид спорта Возраст, в котором начинаются занятия в секциях, год Вид спорта Возраст, в котором начинаются занятия в секциях, год
Фигурное катание 7-8 Коньки 11-12
Теннис 8 Баскетбол 10-11
Настольный теннис 10 Волейбол 11
Акробатика 8-9 Фехтование 12
Плавание 7-8 Ручной мяч 12
Прыжки в воду 10 Хоккей 12-13
Художественная гимнастика 10-11 Водное поло 13
Легкая атлетика 10-11 Велоспорт 14-15
Спортивная гимнастика 10-11 Бокс 14-15
Лыжи 10-11 Стрельба 13
Двоеборье 12 Штанга 13
Прыжки 12 Гребля 13
Слалом 10 Борьба 14-15

Тренировки в спортивных секциях

Спортивная секция

Тренировки в спортивных секций обычно включают три периода — подготовительный, основной и переходный. Подготовительный и основной периоды требуют особого внимания, так как в это время организм должен постепенно приспособиться к возрастающим нагрузкам. Эффективность тренировочных занятий и спортивных достижений зависит не только от качества тренировочных занятий, но в большей мере от организации режима для учащегося. Нарушение постоянного распорядка дня, обеспечивающего правильное сочетание тренировочной нагрузки и отдыха, может привести к явлениям перетренированности. Прежде чем заняться серьезно определенным видом спорта в спортивных секциях необходимо пройти медицинскую комиссию.

Личная гигиена

Значительное место в системе физического воспитания занимает личная гигиена, способствующая охране здоровья каждого человека. Личная гигиена учащегося слагается из следующих моментов: гигиена тела, гигиена одежды и обуви, гигиена жилища.

Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика оказывает благотворное влияние на организм.

Деятельность организма во время сна как бы затормаживается и становится менее активной. Обмен веществ понижается, дыхание и кровообращение происходят более медленно, мышцы расслаблены.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика приводит организм в состояние обычной активности и подготавливает учащегося к предстоящему трудовому дню. Она улучшает общее самочувствие, развивает такие волевые черты, как дисциплинированность, настойчивость, упорство. В результате систематически проводимой утренней гимнастики вырабатывается правильная осанка и походка. Утренняя гимнастика имеет также большое оздоровительное значение в физическом воспитании молодежи.

Утренняя гимнастика

При проведении утренней гимнастики необходимо соблюдать ряд условий, которые влияют на ее эффективность. Одежда не должна стеснять движений занимающегося: лучше всего пользоваться обычным физкультурным костюмом. Перед проведением утренней гимнастики необходимо тщательно проветрить помещение.

Гимнастические упражнения не должны быть чересчур сложными и тяжелыми; слишком большое физическое напряжение скорее принесет вред, чем пользу.

Зарядку нужно проводить в определенном темпе, не растягивая время зарядки, но и не наспех. В среднем зарядку можно проводить 5—7 минут, но в зависимости от состояния здоровья и ряда других причин, ее продолжительность может быть различной. Утреннюю гимнастику полезно сочетать с водными процедурами, являющимися одновременно средствами закаливания и ухода за кожей.

Для поддержания чистоты кожи необходимо мыться теплой водой с мылом не менее 2-х раз в неделю.

Гигиена обуви и одежды

К личной гигиене относится также гигиена обуви и одежды. Одежда защищает организм человека от резких колебаний температуры, от загрязнения и травм.

Обувь служит для защиты ног от травм, загрязнения и влаги, а также поддерживает свод стопы. Последняя функция обуви имеет большое значение в детском и подростковом возрасте.

Все эти составляющие имеют немаловажное значение в физическом воспитании молодежи.

 

Получать интересное на почту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *