Виды медицины, эмпирическая медицина

Прежде чем приступить к анализу и оценке народного опыта лечения различных заболеваний, следует уточнить некоторые термины. Неточное использование таких понятий, «как собственно народная», «знахарская», «традиционная», «псевдонародная», «псевдознахарская», «научная», «восточная» и «эмпирическая» медицина, не позволяет дифференцированно подойти к разным по своей научной и практической ценности данным этих медицин. Как видим, существуют различные виды медицины.

Виды медицины, эмпирическая медицина

Эмпирическая медицина

Под эмпирической медициной мы понимаем множество разнообразных методов, средств лечения и профилактики заболеваний, основанную лишь на практическом опыте. Эта медицина не использует научный эксперимент, методы современной физиологии, фармакологии, терапии и экспериментальной патологии. Врачеватель эмпирической медицины обычно не понимает сущности болезни и механизма действия лекарства на организм больного. Средства и приемы лечения у них различны, но все они не используют данных фармакологии и других экспериментальных наук. Этим они невыгодно отличаются от современной научной, так называемой европейской медицины. Ниже мы рассмотрим типы эмпирической медициной, или же сами виды медицины.

Народная медицина

К собственно народной медицине мы относим комплекс сложившихся в определенном районе рецептов и приемов лечения, которые передавались из поколения в поколение. У этой медицины нет авторов, нет секретов. Подобно фольклору, частью которого она является, народная медицина — продукт коллективного народного творчества, итог многовекового или же совсем недавнего опыта народа, полученный в результате выявления народом лекарственных свойств окружающих его растений. Это итог вынужденного экспериментирования и наблюдений, полученный в результате огромного числа проб и ошибок.

Народная медицина

До второй половины XIX в. сельское население нашей страны практически не имело никакой медицинской помощи и вынуждено было лечиться лишь народными средствами. Земские врачи, учителя и другие исследователи народного быта во .второй половине XIX в. впервые смогли с научных позиций изучить огромный опыт лечения многих болезней, накопленный народом. Они убедились в том, что народная медицина состоит не из одних только суеверий, увидели, что народные врачеватели располагают многими эффективными лечебными средствами, неизвестными научной медицине. Вот так виды медицины пополнились еще одной позицией — народной медициной.

Знахарская медицина

Знахарскую медицину следует отличать от собственно народной медицины. Выявление «рационального зерна» в ритуальных приемах знахарей представляет интерес лишь для психотерапии. Нам же при анализе сведений эмпирической медицины следует вычленять прежде всего данные об используемом народном лекарственном сырье (Materia medica), лекарственных средствах, способах и направлениях их применения. Эти сведения необходимо тщательно отделить от элементов суеверия и приемов психотерапии, составляющих значительную часть знахарской, в частности шаманской, медицины. В результате подобного разделения удается выяснить, что лекарственные средства знахарей менее перспективны, чем сами народные средства. Да и рецептура знахарей часто умышленно настолько усложнена, что массовое производство лекарств по их рецептам практически неосуществимо. Наверное многие из нас видели фильм «Знахарь», который довольно хорошо раскрывает суть знахарской медицины.

Кадр из фильма «Знахарь»

Когда народная и знахарская медицины начинают заимствовать сведения из книг и данные научной медицины, они превращаются в псевдонародную и псевдознахарскую медицины. Первая представляет собой пеструю смесь народных рецептов и сведений, почерпнутых из литературных источников: гомеопатических, старинных, ныне забытых травников и др. Народные врачеватели свои знания используют бескорыстно, для самолечения, лечения родственников и знакомых. Псевдознахари же, пользуясь возросшей популярностью траволечения и недостаточной эффективностью средств современной медицины при лечении некоторых заболеваний, пытаются конкурировать с научной медициной ради своих корыстных целей. Они используют не только народно-медицинские, гомеопатические и традиционные средства, но и лично ими предложенные «лекарства». Последние опаснее всего, так как не проверены ни экспериментально, ни временем, ни опытом народа.

Экспериментировать на себе современным знахарям обычно позволяют лишь больные, которым не может радикально помочь современная научная медицина.

Следует отметить, что в последнее время наблюдается «агрессивность», наступательная активность псевдонародной медицины. Население и особенно новоявленные знахари буквально на наших глазах «открывают» целебные свойства все новых видов, прежде всего недавно появившихся в культуре пищевых, технических и декоративных растений.

В отборе средств эмпирической медицины участвовали многие поколения самобытных врачевателей, исследовавших на себе и своих пациентах действие растений, чем-либо привлекших их внимание. Даже неверные «теоретические» концепции и суеверия, развязывая инициативу врачевателей, иногда приводили к накоплению ценного опыта о полезных и вредных свойствах растений. Например, согласно широко распространенному в средние века учению о так называемых сигнатурах (указаниях природы), сама форма, цвет и запах растения указывают на его свойства, подсказывают направления его возможного применения. Например, растения с желтыми цветками и желтыми корнями, согласно данной «теории», полезны при желтухе и других болезнях печени; растения с почковидными листьями — при болезнях почек и т. д. Парадоксально, но факт — совершенно неверная, эта посылка сослужила и полезную службу! Например, народ использовал при болезнях печени все растения с желтыми цветками и желтыми корнями. Это позволило ему отобрать и рекомендовать для этой цели желтые соцветия бессмертника песчаного, желтые корни барбариса, траву чистотела (с желтым соком), действительно обладающие желчегонным эффектом.

Другой пример. Китайская медицина утверждает, что вкус растения определяет его целебные свойства:

  • кислые растения полезны для укрепления костей и мышц;
  • сладкие укрепляют тело, восстанавливают силы;
  • горькие повышают общий тонус организма, понижают жар, способствуют выделению желчи;
  • соленые укрепляют желудок, кровеносные сосуды, повышают аппетит;
  • терпкие содействуют перевариванию пищи, «удаляют холод в желудке»;
  • терпковяжущие смягчают кожу, устраняют жар и жжение.

Исходя из этой «теории», не только китайские лекари, но и сами больные при необходимости пробовали различные растения и использовали их в соответствии с указанными рекомендациями. Во многих случаях, естественно, нужного эффекта они не обнаруживали, однако иногда «теория» подтверждалась, и растение с целебным действием использовали все белее широкие слои населения. По-видимому, этим можно объяснить удвоение ассортимента лекарственных растений современной китайской медицины по сравнению с номенклатурой классической китайской фармакопеи «Бэн цяо ган му», насчитывающей всего 1094 растительных средства.

Специфика эмпирической медицины

Основная задача, стоящая перед исследователями эмпирической медицины как возможного источника новых лечебных препаратов из растений, выявление перспективных для изучения растений и оптимальных направлений их исследования.

В чем же сила и слабость эмпирической медицины? Что у нее можно позаимствовать и от чего следует отказаться? Мы уже писали, что эмпирическая медицина не понимает сущности большинства болезней и механизма действия лекарства на организм больного. В этом ее слабость, но в этом нередко и ее сила. Народные врачеватели лечат не болезнь, а ее симптомы и больного в целом. Они стихийно применяют столь оправдавший себя и широко применяемый современной наукой системный подход. При некоторых трудно диагности-руемых болезнях или при одновременном наличии у больного нескольких заболеваний наиболее уместными оказываются именно симптоматические средства эмпирической медицины. Многие из них, как показали фармакологические исследования, являются адаптогенами, т. е. средствами, повышающими общую сопротивляемость организма к заболеваниям и вредным воздействиям различных факторов внешней среды, обладающими иммуностимулирующими свойствами.

Для некоторых заболеваний экспериментальная патология — дело далекого будущего, ибо перенесение на человека наблюдений, полученных на животных, не всегда бывает оправданным. Ведь даже у людей, в зависимости от их возраста, пола, национальных и индивидуальных особенностей, течение болезни и влияние на нее лекарств значительно отличаются. Практические врачи, например, подтверждают эффективность применения таких предложенных народом средств, как сосновые почки, камфорное масло и фитонциды лука в качестве подспорья при комплексном лечении больных активным туберкулезом легких (в особенности сопровождаемым обильным потоотделением и изнуряющим кашлем). Но проверить это на экспериментальных животных нелегко. Трудно проверить на патологических экспериментальных моделях действие многих других неспецифических средств эмпирической медицины, например, приемы так называемой раздражающей терапии (горчичники, горчичные ванны, банки, шпанские мушки и др.), прижигания (моксотерапия), иглоукалывания (акупунктуры), эффективность которых при ряде заболеваний подтверждается лишь многолетней терапевтической практикой.

Таким образом, на современном уровне развития науки приходится признать невозможность создания моделей всех заболеваний, экспериментально проверить эффективность всех средств эмпирической медицины и понять механизм их действия. Однако нетоксичность и эффективность этих лекарств позволяет в ряде случаев использовать их в качестве симптоматических средств при лечении некоторых заболеваний. Оправданием этому может служить вполне справедливое замечание одного известного фармаколога и клинициста: «Если факты не совпадают с данными, полученными до настоящего времени физиологией, это еще не значит, что они не соответствуют действительности». Показания к применению народно-медицинских средств обычно отличаются расплывчатостью и очень широким спектром действия. Это легко объясняется тем, что диагностика многих болезней народным врачевателям недоступна.

Тибетская медицина

Народный врачеватель осторожно и постепенно выявляет действие на больного назначаемого лекарства. Этому способствует наличие между больным и врачевателем не только прямой, но и обратной связи. Народный врачеватель имеет возможность постоянно следить за самочувствием своих пациентов и в зависимости от действия лекарства с учетом индивидуальных особенностей каждого больного изменить лекарственную форму или дозировку лекарства, рекомендовать ему необходимую диету, режим питания, сна, отдыха, вовремя отменить неоправдавшее себя лекарство. Восточные традиционные медицины почти не используют ядовитых и сильнодействующих средств, они обычно не рассчитаны на быстрый и внезапный эффект, а рекомендуют длительный прием большинства лекарств в больших дозах, что доказывает их безвредность. Как видим, виды медицины имеют свои кардинальные отличия в методиках лечения. Но виды медицины могут группироваться и по народностям.

Индивидуальность подхода к больному характерна для представителей эмпирической медицины, в особенности для гомеопатов и врачей традиционных медицин. Например, корейские врачи при назначении женьшеня учитывают возраст, темперамент и конституцию больного, не рекомендуют принимать это средство весной и летом. Врачи индийской традиционной медицины при назначении и определении дозировки лекарств принимают во внимание не только пол и возраст, конституционные особенности и темперамент больного, но также годичную, месячную (для женщин) и суточную биоритмику его организма. В некоторых традиционных медицинах большое значение уделяется процессу ферментации сырья. После измельчения, длительного вымачивания, прессования, квашения и других форм ферментативной обработки такое сырье теряет токсичность, но его лечебные свойства усиливаются.

Одна из особенностей восточной медицины — использование многокомпонентных смесей, в том числе дублирование в одном рецепте средств одинакового или аналогичного действия. Чаще всего дублируется тонизирующее действие путем включения в состав рецепта 2—8 тонизирующих средств. Всего же в некоторые рецепты включается до нескольких десятков компонентов. Экспериментальные исследования подтверждают рациональность подобного приема. Удалось установить, что различные системы организма человека не в одинаковой мере подвержены действию тех же стимулирующих и тонизирующих средств. Это служит теоретической предпосылкой для создания композиций лекарств, обладающих универсальным тонизирующим действием, более совершенным, чем каждый из компонентов. Таким образом, опыт эмпирических медицин может помочь научной медицине в изыскании новых комбинированных лекарств комплексного действия, в том числе средств, продлевающих действие отдельных компонентов, составляющих этот комплекс. Такого рода поиски — еще один из возможных аспектов изучения опыта эмпирической медицины.

 

Subscribe

2 thoughts on “Виды медицины, эмпирическая медицина
  1. Народная медицина является более щадящей для организма человека. Правильный подбор народных рецептов усиливают дейстивие медицинских препаратов.Такой симбиоз дает хорошие результаты.

  2. Были моменты, когда народная медицина наоборот показывала плохие результаты. Очень многое зависит от организма человека, одного вылечишь народными средствами, одного «убьешь». Поэтому будьте аккуратны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *