История

Первооткрыватели Северного полюса

Первооткрыватели Северного полюса, те, кто оставил заметный след в истории исследования и Шпицбергена, и Земли Франца-Иосифа, особое место принадлежит итальянцам. Австро-венгерская экспедиция на остров Землю Франца-Иосифа, формировалась в Италии, и «Тегетгоф» вышел из итальянского порта Фиуме. Итальянцами были участники целого ряда экспедиций к полюсу с Земли Франца-Иосифа – правда, неудачных.

Экспедиция Луиджи Амедео ди Савойя

Из них наиболее значительной следует считать экспедицию, которую возглавлял Луиджи Амедео ди Савойя, герцог Абруццкий, брат итальянского короля. Ему было тогда 26 лет. Это был один из известнейших альпинистов своего времени. Он был потрясен подвигом Нансена и Иогансена, оказавшихся вдвоем сильнее полярной стихии.

Сам он страстно желал пробраться к Северному полюсу, но желание не настолько захватывало его, чтобы он согласился провести несколько лет среди ледяной пустыни. Вскоре он решает организовать зимовку на Земле Франца-Иосифа, во время которой должна быть сделана попытка достигнуть Севернго полюса.

Он покупает китобойное судно «Язон», на котором Нансен плавал в свою гренландскую экспедицию, переделывает его и называет «Полярная звезда». Потом он, по рекомендации Нансена, приобретает 120 отборных сибирских лаек.

За ними «Полярная звезда» заходит в Архангельск, а оттуда в июле 1899 года берет курс на Землю Франца-Иосифа. Экспедиция состояла из 15 человек. Главным помощником начальника по научной части был капитан Умберто Каньи. Експедиции не везет. У острова Рудольфа, «Полярная звезда» тонет, раздавленная льдами.

Приходится устраиваться на зимовку на берегу, в огромной палатке. В ней холодно и неуютно. Умберто Каньи возглавляет группу, вышедшую в марте на Северный полюс. Путь сквозь торосы, при сорокаградусных морозах так труден, что Каньи записывает:

«Потери мужества даже на одну минуту достаточно было, чтобы уснуть вечным сном».

20 апреля отряд достиг 85-го градуса северной широты. Это был рекорд. Ни один человек, шедший с юга, не бывал еще так близко к полюсу. Однако идти дальше уже не было сил –

«будущее лежало перед нами такое же пасмурное, как и окружающая нас атмосфера».

Каньи обморозил палец на руке. Ничего, кроме ножниц, не оказалось под руками, и он произвел операцию этими ножницами. Из похода на полюс не возратились трое. Остальные благополучно вернулись в солнечную Италию.

Роберт Пири на Северном полюсе

В 1909 году Роберт Пири укрепил на Северном полюсе звездно-полосатый флаг Северо-Американских штатов. Казалось, после этого «международые скачки к полюсу» должны были бы прекратиться. Но не тут-то было. Не беда, что Пири дошел до полюса – туда надо еще и долететь! И итальянцы летят на полюс...

Умберто Нобиле достиг Северный полюс

Еще в начале XVIII века Бартоломео Лоренцо Гусмао, изобретатель воздушного шара, уверял, что с его помощью «могут быть открыты ближайшие к полюсу страны». В XIX столетии такую попытку предпринял первый полярный воздухоплаватель – Соломон Андре.

А через 29 лет после гибели Андре, на северозападном берегу Шпицбергена, в окрестностях красивейшей Королевской бухты устремилась к небу ажурная, конструкция причальной мачты дирижабля. Ее построили итальянцы по чертежам инженера Умберто Нобиле.

Умберто Нобиле был создателем и капитаном дирижабля «Норвегия», на котором вместе с Амундсеном в мае 1926 года достиг Северный полюс. Через три года Нобиле повторил полет к полюсу на дирижабле.

На этот раз воздушный аппарат назывался «Италия» и в задачи экспедиции входила высадка на льдах полюса научной группы из трех человек, которая была бы персоналом первой дрейфующей станции. Первые два полета дирижабля были совершены в направлении Земли Франца-Иосифа и Северной Земли. А третий маршрут пролег к полюсу.

Крушение воздушного аппарата «Италия»

Полет закончился крушением воздушного аппарата «Италия». Вылет состоялся 23 мая в 4 часа 40 минут. Через 20 с половиной часов дирижабль стал спускаться над полюсом, чтобы высадить научную группу. Но ветер помешал.

Нобиле приказал возвращаться. А начавшееся затем обледенение привело к катастрофе. Гондола ударилась о лед. При этом был убит моторист, Нобиле сломал обе ноги и руку, на льдину оказались выброшены 11 человек. Часть гондолы с шестью человеками была унесена в неизвестном направлении – все эти люди погибли.

Спасение Нобиле

Радист Биаджи непрерывно передавал сигналы бедствия. Но только через 12 дней после аварии, когда кончилась долгая магнитная буря, они случайно были услышаны радиолюбителем из далекого архангельского села. Как только связь с потерпевшими бедствие была установлена, началась «эпопея спасения Нобиле». Ничего похожего еще не приходилось наблюдать людям.

Из разных стран мира на поиски первооткрывателей Северного полюса отправились 16 кораблей и 22 самолета. В спасательных экспедициях приняло участие около полутора тысяч человек. Одним из первых откликнулся 56-летний Амундсен.

Гибель Амундсена была вторым актом трагедии, разыгравшейся в окрестностях Шпицбергена в 1928 году. Ее жертвами оказались 17 человек, из которых 9 были участниками спасательных операций а 8 – членами экспедиции Нобиле (сам Нобиле был спасен).